24.01.2018
Приказ Министерства здравоохранения РФ
от 5
ноября
"Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в
том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях"
В соответствии
со статьей 54 Федерального закона от 21 ноября
Утвердить
Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период
обучения и воспитания в образовательных организациях согласно приложению.
Министр |
В.И. Скворцова |
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 17 января
Регистрационный
N 31045
Приложение
к приказу 2013 г
Порядок
оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и
воспитания в образовательных организациях
ГАРАНТ:
О порядках
оказания медицинской помощи населению РФ см. справку
2. Настоящий
порядок распространяется на образовательные организации и организации,
осуществляющие обучение (далее - образовательные организации)*.
первичной
медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и
специализированной;
специализированной
медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
скорой
медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
паллиативной
медицинской помощи в медицинских организациях.
Организацию
оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период
обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации,
осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации
помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской
деятельности.
11. Помещения
медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой
и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение
N 3 к настоящему Порядку).
15.
Дополнительные виды и объемы медицинской помощи обучающимся, оказание
медицинской помощи на иных условиях, чем предусмотрено настоящим Порядком,
организуются и осуществляются образовательной организацией с соблюдением
требований законодательства Российской
Федерации в сфере охраны здоровья.
16. В
образовательных организациях могут быть предусмотрены должности медицинских
работников.
18. Необходимым
предварительным условием медицинского вмешательства является дача
информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или иного законного
представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований,
установленных статьей 20 Федерального
закона от 21 ноября
20. При
оказании медицинской помощи несовершеннолетнему по экстренным показаниям для
устранения угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей),
согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Федерального
закона, медицинский работник информирует его родителей (законных
представителей) об оказанной медицинской помощи.
21. Отделение
медицинской помощи обучающимся осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями
N 1-6 к настоящему Порядку.
──────────────────────────────
* статья 2 Федерального закона от 29 декабря
Приложение N 1
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом2013 г
Положение
об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в
образовательных организациях
4. На должность
заведующего отделением медицинской помощи обучающимся назначается медицинский
работник, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам
с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере
здравоохранения, утвержденным приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля
6. Рекомендуемые
штатные нормативы медицинских работников отделения медицинской помощи
обучающимся предусмотрены приложением N 2 к Порядку
оказания медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.
8. В структуре
отделения медицинской помощи обучающимся рекомендуется предусматривать:
кабинет
заведующего отделением;
кабинет старшей
медицинской сестры отделения;
кабинет врачей
по гигиене детей и подростков.
10. Оснащение
медицинского блока отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в
соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением
N 3 к Порядку оказания медицинской помощи, утвержденному
настоящим приказом.
12. Отделение
медицинской помощи обучающимся осуществляет:
участие в
контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и
организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания,
трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
оказание
обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной
форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических
заболеваний;
направление
обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на
медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;
организацию и
проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;
организацию и
проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по
предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в
образовательных организациях;
организацию и
проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров
обучающихся;
организацию
профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по
результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за
состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по
профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;
организацию
проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период
прохождения производственной практики в организациях, работники которых
подлежат медицинским осмотрам;
подготовку
предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к
образовательной организации, процессам обучения и воспитания, а также по
коррекции нарушений адаптации обучающихся;
работу по
формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и
биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной
организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том
числе коррекции нарушений здоровья и развития;
анализ
состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам
при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в
образовательных организациях;
подготовку
предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических
технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних
в условиях образовательных организаций;
взаимодействие
с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских
организаций, психологами и педагогами образовательных организаций по вопросам
определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;
методическое
обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций,
работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа
жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
участие в
оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его
проведения;
организацию в
условиях образовательных организаций работы по коррекции нарушений здоровья
несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации,
ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной
службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной
системы и др.);
участие в
гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в
процессах обучения и воспитания;
проведение
санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их
родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики
заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;
организацию
повышения квалификации врачей, медицинских работников со средним медицинским
образованием отделения медицинской помощи обучающимся;
взаимодействие
с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны
здоровья несовершеннолетних;
своевременное
направление извещения в установленном порядке в территориальные органы
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром
отравлении, поствакцинальном осложнении;
передачу
сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для
информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов
(обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что
вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.
Приложение N 2
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом2013 г
Рекомендуемые штатные нормативы
медицинских работников отделения организации медицинской помощи
несовершеннолетним в образовательных организациях
Наименование
должности |
Количество
штатных единиц |
|
Заведующий отделением - врач-педиатр |
1 на 10 должностей
врачей-педиатров (фельдшеров) |
|
Врач-педиатр (фельдшер) |
1 на: 180 - 200 несовершеннолетних в
детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов) дошкольных
образовательных организаций; 400 несовершеннолетних в детских
садах (соответствующих группах в детских яслях-садах) дошкольных
образовательных организаций; 1 000 несовершеннолетних в
общеобразовательных организаций или профессиональных образовательных
организаций |
|
Врач по гигиене детей и подростков |
1 на 2 500 обучающихся во
всех типах образовательных организациях |
|
Старшая медицинская сестра |
соответственно должностям
заведующих отделениями, предусмотренным пунктом 1 |
|
Медицинская сестра (фельдшер) |
1 на: 100 воспитанников в дошкольных
образовательных организациях; 100 - 500 обучающихся в
общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных
организациях |
|
Санитарка |
по количеству штатных единиц
медицинских сестер |
|
Врач-психиатр детский |
1 на: 100 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в детских
яслях (ясельных группах детских яслей-садов); 200 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в дошкольных
образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в общеобразовательных
организациях |
|
Врач-оториноларинголог |
1 на: 100 несовершеннолетних с
нарушением слуха в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов); 200 несовершеннолетних с
нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с
нарушением слуха в общеобразовательных организациях |
|
Врач-офтальмолог |
1 на: 200 несовершеннолетних с
хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в дошкольных
образовательных организациях; 300 несовершеннолетних с
хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в
общеобразовательных организациях |
|
Врач-травматолог-ортопед |
1 на: 250 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного
аппарата в дошкольных образовательных организациях; 350 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и другими нарушениями
опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях |
|
Врач-фтизиатр |
1 на 200 несовершеннолетних в
санаторных яслях, яслях-садах и детских садах, а также лесных школах |
|
Врач-физиотерапевт |
1 на 400 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и другими нарушениями
опорно-двигательного аппарата |
|
Врач по лечебной физкультуре |
1 на: 200 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и другими нарушениями
опорно-двигательного аппарата в ясельных группах; 300 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного
аппарата в дошкольных образовательных организациях; 500 несовершеннолетних с
поражением центральной нервной системы и другими нарушениями
опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях |
|
Медицинская сестра |
1 на: 25 несовершеннолетних с
хроническими болезнями глаза в дошкольных образовательных организациях; 150 несовершеннолетних с
хроническими болезнями глаза в общеобразовательных организациях; на каждую должность врача
ортопеда-травматолога, предусмотренную в пункте 8 |
|
Медицинская сестра по массажу |
в зависимости от объема помощи,
оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и
другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных
норм нагрузки |
|
Инструктор по лечебной физкультуре |
в зависимости от объема помощи,
оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и
другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных
норм нагрузки |
Примечания:
1. Для районов
с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью
медицинских организаций количество медицинского персонала отделения организации
медицинской помощи детям в образовательных организациях детской поликлиники
(отделения) устанавливается исходя из меньшей численности обучающихся.
2. Для
организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным
медико-биологическим агентством, согласно распоряжению Правительства
Российской Федерации от 21 августа
Приложение N 3
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом2013 г
Стандарт
оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи
несовершеннолетним в образовательных организациях*
N п/п |
Наименование |
Количество,
штук |
1. |
Весы медицинские |
1 |
2. |
Ростомер или антропометр |
1 |
3. |
Тонометр с возрастными манжетами |
2 |
4. |
Стетофонендоскоп |
2 |
5. |
Секундомер |
2 |
6. |
Сантиметровая лента |
по требованию |
7. |
Динамометр кистевой 2-х видов (для
детей разных возрастных групп) |
4 |
8. |
Плантограф |
1 |
9. |
Термометр медицинский |
по требованию |
10. |
Оториноскоп с набором воронок |
1 |
11. |
Шпатель металлический или одноразовый |
по требованию |
12. |
Анализатор окиси углерода выдыхаемого
воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер)** |
1 комплект |
13. |
Аппаратно-программный комплекс для
скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья,
функциональных и адаптивных резервов организма** |
1 комплект |
14. |
Холодильник |
2 |
15. |
Бактерицидный облучатель воздуха, в
том числе переносной |
рассчитывается
с учетом площади помещения и типа облучателя |
16. |
Шприц одноразовый с иглами (комплект
100 шт.) |
|
|
на 1 мл |
1 |
|
на 2 мл |
5 |
|
на 5 мл |
5 |
|
на 10 мл |
1 |
17. |
Лоток медицинский почкообразный |
2 |
18. |
Аппарат Рота с таблицей
Сивцева-Орловой |
1 |
19. |
Перчатки медицинские |
по требованию |
20. |
Пипетки |
10 |
21. |
Комплект воздуховодов для
искусственного дыхания "рот в рот" |
1 |
22. |
Аппарат искусственной вентиляции
легких Амбу (мешок Амбу) |
1 |
23. |
Грелка медицинская |
2 |
24. |
Пузырь для льда |
2 |
25. |
Жгут кровоостанавливающий резиновый |
|
26. |
Носилки |
2 |
27. |
Травматологическая укладка,
включающая: |
1 комплект |
|
шины пневматические (детские и
взрослые) |
|
|
вакуумный матрас |
|
|
косынка |
|
|
фиксатор ключицы |
|
|
воротник Шанца (2 размера) |
|
|
жгут кровоостанавливающий |
|
|
перчатки |
|
|
бинт стерильный |
|
|
салфетки стерильные |
|
|
гелевый охлаждающе-согревающий пакет |
|
|
ножницы |
|
|
лейкопластырь |
|
28. |
Зонды желудочные разных размеров |
4. |
29. |
Перевязочный материал: бинты,
стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь,
антисептики для обработки ран |
по требованию |
30. |
Термоконтейнер для транспортировки
медицинских иммунобиологических препаратов |
1 |
31. |
Дозаторы для мыла, бумажные полотенца,
антисептик для обработки рук |
по требованию |
32. |
Спирт этиловый |
0,5 мл на
инъекцию |
33. |
Салфетки спиртовые из мягкого
материала для обработки инъекционного поля |
по требованию |
34. |
Посиндромная укладка медикаментов и
перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи*** |
1 комплект |
35. |
Дезинфицирующие средства |
по требованию |
36. |
Ведро с педальной крышкой |
2 |
37. |
Емкость для дезинфицирующих средств |
по требованию |
38. |
Емкость - непрокалываемый контейнер с
крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин |
по требованию |
39. |
Стол рабочий |
2 |
40. |
Стул |
6 |
41. |
Кушетка |
2 |
42. |
Ширма медицинская |
2 |
43. |
Шкаф медицинский для хранения
лекарственных средств |
1 |
44. |
Шкаф для хранения медицинской
документации |
1 |
45. |
Стол медицинский |
1 |
46. |
Столик инструментальный |
1 |
47. |
Столик манипуляционный |
1 |
48. |
Лампа настольная |
2 |
49. |
Бикс большой |
2 |
50. |
Бикс малый |
2 |
51. |
Пинцет |
4 |
52. |
Корцанг |
4 |
53. |
Ножницы |
2 |
54. |
Персональный компьютер |
1 комплект |
55. |
Принтер |
1 комплект |
56. |
Калькулятор |
2 |
57. |
Сейф для хранения медикаментов |
1 |
58. |
Халат медицинский |
2 |
59. |
Шапочки |
2 |
60. |
Маски |
по требованию |
61. |
Коврик ( |
1 |
62. |
Комплект оборудования для наглядной
пропаганды здорового образа жизни |
по числу
учебных классов |
Приложение N 4
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом2013 г
Положение
об организации деятельности врача-педиатра (фельдшера) отделения организации
медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях
2. На должность
врача-педиатра отделения медицинской помощи обучающимся назначается специалист,
соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам
с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере
здравоохранения, утвержденным приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля
3. На должность
фельдшера отделения медицинской помощи обучающимся назначается специалист в
соответствии с приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля
4. Врач-педиатр
(фельдшер) отделения медицинской помощи обучающимся осуществляет:
участие в
контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и
организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания,
трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
оказание
обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной
форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении
хронических заболеваний;
направление
обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на
медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;
вызов скорой
медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую
организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;
организацию и
проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в
соответствии с Национальным
календарем профилактических прививок и
календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 31 января
организацию и
проведение совместно с врачом по гигиене детей и подростков
противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению
распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных
организациях;
организацию и
проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров
обучающихся;
организацию профилактических
медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам
профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием
здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике
заболеваний и оздоровлению обучающихся;
разработку
индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий
обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий
физической культурой на основании результатов профилактических медицинских
осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;
организацию
медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения
производственной практики в организациях, работники которых подлежат
медицинским осмотрам;
подготовку предложений
по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной
организации, процессам обучения и воспитания, а также по коррекции нарушений
адаптации обучающихся;
работу по
формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и
биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной
организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том
числе коррекции нарушений здоровья и развития;
анализ
состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам
при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в
образовательных организациях;
подготовку
предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических
технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних
в условиях образовательных организаций;
методическое
обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций,
работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни
и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
участие в
формировании среди несовершеннолетних групп риска с целью проведения
дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при
разработке и реализации в образовательных организациях профилактических,
лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на
индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной,
психолого-педагогической и другой информации;
оценку полноты
и анализ представленных данных медицинского обследования детей, поступающих в
первый класс;
участие в
оценке функциональной готовности несовершеннолетнего к обучению в школе, при
переводе обучающегося в класс компенсирующего обучения, при переходе
несовершеннолетнего в организацию с повышенным уровнем образования и др.;
участие в
подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической
оценки состояния здоровья несовершеннолетних;
обеспечение
медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной
организации, процессу обучения и воспитания, а также проведение работы по
коррекции нарушений адаптации;
участие в
профилактической работе в образовательной организации по предупреждению у
несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся
половым путем, ВИЧ/СПИДа;
проведение
работы по выявлению распространенности среди несовершеннолетних факторов риска
хронических неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление,
избыточная масса тела, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических
веществ и др.), а также стереотипов дивиантных форм поведения;
взаимодействие
в установленном законодательством порядке с врачами-психиатрами,
врачами-наркологами, социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных
органов, службы опеки и попечительства и иными при выявлении девиантных и
асоциальных форм поведения несовершеннолетних (алкоголизм, наркомании,
токсикомании, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную
деятельность и т.д.);
участие
совместно с медико-социальным отделением детской поликлиники (отделения) и
другими медицинскими организациями (центры планирования семьи, охраны
репродуктивного здоровья и др.) медико-психологических образовательных программ
подготовки несовершеннолетних к созданию семьи, правильному репродуктивному
поведению;
проведение в
условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья
несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации,
ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной
службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной
системы и др.);
информирование
родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии
здоровья, выдачу рекомендаций для родителей и (или) законных представителей;
анализ
состояния здоровья несовершеннолетних, подготовка предложений по приоритетам
при разработке профилактических, коррекционных, мероприятий, реализуемых в
образовательной организации;
участие в
оздоровлении обучающихся в период их отдыха и в оценке эффективности его
проведения;
организацию
учета и анализ случаев травм, полученных в образовательных организациях,
разработка комплекса мер по профилактике травматизма в образовательных
организациях;
организацию работы
медицинских работников со средним медицинским образованием, в том числе по
иммунопрофилактике, по контролю за соблюдением гигиенических требований к
организации процесса обучения и процесса воспитания, физического воспитания,
питания и др.;
взаимодействие
с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны
здоровья несовершеннолетних;
своевременное
направление извещения в установленном порядке в территориальные органы
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром
отравлении, поствакцинальном осложнении;
передачу
сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для
информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов
(обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что
вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;
организацию
повышения квалификации врачей, медицинских работников со средним медицинским
образованием отделения медицинской помощи обучающимся;
оформление
медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по
видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
5. При
выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического
законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни
и здоровью обучающихся, врач-педиатр в письменной форме информирует заведующего
отделением медицинской помощи обучающимся или руководителя медицинской
организации и руководителя образовательной организации о выявленных нарушениях
и факторах риска.
Приложение N 5
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом2013 г
Положение
об организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения
организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных
организациях
2. На должность
врача по гигиене детей и подростков назначается специалист, соответствующий
требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам
с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере
здравоохранения, утвержденными приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля
3. Врач по
гигиене детей и подростков осуществляет:
участие в
контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и
организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания,
трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
организацию
противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению
распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных
организациях;
гигиеническую
оценку используемых архитектурно-планировочных решений, внутришкольной среды
(микроклимат, антропогенные загрязнения воздуха, освещенность, шум, вибрация,
электромагнитные поля) и текущего санитарного состояния образовательной
организации;
оценку условий
и технологий обучения и воспитания несовершеннолетних, соблюдения
санитарно-гигиенических норм и правил;
участие в гигиеническом
контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения
и воспитания;
организацию и
проведение санитарно-гигиенического просвещения и обучения несовершеннолетних и
их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики детских
болезней и формирования здорового образа жизни;
оценку
производственного контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического
благополучия образовательной организации;
внедрение новых
профилактических и гигиенических диагностических технологий;
участие в
проведении клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры
заболеваемости несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в
образовательных организациях;
планирование
мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, устранение
вредного влияния на здоровье несовершеннолетних, в том числе в период обучения
и воспитания в образовательных организациях, факторов внутришкольной среды;
подготовку
предложений органам местного самоуправления по созданию оптимальных условий
жизнедеятельности несовершеннолетних, формированию у них здорового образа жизни
и разработке межведомственных программ профилактики заболеваний;
контроль за
соблюдением в образовательной организации санитарно-гигиенических норм
воспитательно-образовательного процесса, в том числе, состояние окружающей
территории, пищеблока, учебных помещений, мест отдыха несовершеннолетних,
санитарно-гигиенических комнат и др.;
разработку
программ и мероприятий по профилактике, коррекции и оздоровлению обучающихся с
учетом профессионально-производственных факторов;
внесение
предложений руководителю образовательной организации по улучшению
санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;
организацию в
условиях образовательных организаций работы по коррекции нарушений здоровья
несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации,
ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной
службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной
системы и др.);
участие в
гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в
процессах обучения и воспитания;
проведение
санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их
родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики
заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;
разработку и
внедрение медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления
и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательной
организации;
проведение
(совместно с педагогическим персоналом) в образовательной организации
мероприятий и контроль их эффективности по формированию у несовершеннолетних
(на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых стереотипов здорового образа
жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикоманий;
организацию и
методическое обеспечение работы по выявлению распространенности среди
несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний
(повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, курение, употребление
алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.), а также стереотипов
дивиантных форм поведения;
взаимодействие
с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны
здоровья несовершеннолетних;
своевременное
направление извещения в установленном порядке в территориальные органы
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром
отравлении, поствакцинальном осложнении;
проведение
санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их
родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики
заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;
методическое
обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций,
работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа
жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
оформление
медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по
видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти;
своевременно
информирует ответственного медицинского работника за своевременное
информирование территориальных органов внутренних дел о фактах поступления
(обращения) обучающихся, в отношении которых имеются достаточные основания полагать,
что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.
4. При
выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического
законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни
и здоровью обучающихся, врач по гигиене детей и подростков в письменной форме
информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или
руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации
о выявленных нарушениях и факторах риска.
Приложение N 6
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом2013 г
Положение
об организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) отделения
организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных
организациях
2. На должность
медицинской сестры (фельдшера) назначается специалист в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 23 июля
3. Медицинская
сестра (фельдшер) отделения медицинской помощи обучающимся осуществляет:
оказание
обучающимся доврачебной первичной медико-санитарной помощи в экстренной и
неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях,
обострении хронических заболеваний;
профилактические
мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся в
образовательной организации;
вызов скорой
медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию
обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;
участие в
контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и
организации воспитания и обучения, питания, физического воспитания и трудового
обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
проведение
мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем
профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 31 января
участие в
проведении, совместно с врачом по гигиене детей и подростков,
противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению
распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных
организациях;
участие в
организации и проведении ежегодных скрининг-обследований, периодических
медицинских осмотров несовершеннолетних;
участие в
организации профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних;
участие в разработке
индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий
обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий
физической культурой на основании результатов профилактических медицинских
осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;
участие в
организации медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период
прохождения производственной практики в организациях, работники которых
подлежат медицинским осмотрам;
участие в
формировании среди несовершеннолетних групп риска с целью проведения
дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при
разработке и реализации в образовательных организациях профилактических,
лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на
индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной,
психолого-педагогической и другой информации;
участие в
оценке полноты представленных данных медицинского обследования детей,
поступающих в первый класс;
участие в
оценке функциональной готовности несовершеннолетнего к обучению в школе, при
переводе обучающегося в класс компенсирующего обучения, при переходе
несовершеннолетнего в организацию с повышенным уровнем образования и др.;
участие в
подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической
оценки состояния здоровья несовершеннолетних;
взаимодействие
с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинской организации
и психологами и педагогами образовательной организации по вопросам
профессиональной пригодности несовершеннолетних;
участие в
проведении (совместно с педагогическим персоналом) в образовательной
организации мероприятий и в контроле их эффективности по формированию у
несовершеннолетних (на групповом и индивидуальном уровне) устойчивых
стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма,
наркоманий, токсикоманий;
участие в
проведении профилактической работы в образовательной организации по
предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний,
передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа;
взаимодействие
в установленном законодательством порядке с врачами-психиатрами,
врачами-наркологами, социальными педагогами, психологами, сотрудниками
правоохранительных органов, службы опеки и попечительства и иными при выявлении
девиантных и асоциальных форм поведения несовершеннолетних (алкоголизм,
наркомании, токсикомании, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в
преступную деятельность и т.д.);
участие
совместно с медико-социальным отделением детской поликлиники (отделения) и
другими медицинскими организациями (центры планирования семьи, охраны
репродуктивного здоровья и др.) в реализации медико-психологических
образовательных программ подготовки несовершеннолетних к созданию семьи, правильному
репродуктивному поведению;
участие в
проведении в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений
здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации,
ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной
службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной
системы и др.);
информирование
родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии
здоровья обучающихся, оформление копий и (или) выписок из медицинской
документации;
участие в
оздоровлении несовершеннолетних в период их отдыха;
учет и анализ
случаев травм, полученных в образовательных организациях;
передачу
сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования
органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в
отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью
причинен в результате противоправных действий;
дезинфекцию,
предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментария;
хранение
лекарственных препаратов, в том числе медицинских иммунобиологических
препаратов, сохранность этикеток на флаконах, контроль за сроками использования
лекарственных препаратов;
соблюдение
правил охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;
соблюдение
правил асептики и антисептики;
работу по
санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных
и паразитарных заболеваний;
анализ
выполнения ежемесячного плана профилактических прививок;
учет
медицинского инвентаря, лекарственных препаратов, прививочного материала, их
своевременное пополнение;
взаимодействие
с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских
организаций, психологами и педагогами образовательных организаций;
оформление
медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по
видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти;
передачу
сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для
информирования территориальных органов внутренних дел о фактах поступления
(обращения) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные
основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных
действий, и назначение медицинских работников, ответственных о фактах
поступления (обращения) таких пациентов;
ведет
утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в
соответствии с источником
5. При
выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического
законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни
и здоровью обучающихся, медицинская сестра (фельдшер) в письменной форме
информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или
руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации
о выявленных нарушениях и факторах риска.