03/03-01 Приложение №1 к приказу от 30.08.2024 №201-ОД УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной образовательной программы дошкольного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» села Фрунзе Сакского района Республики Крым (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО) на 2024-2025 год Кокарева Зинфира Галиуловна Подписан: Кокарева Зинфира Галиуловна DN: OU=МБДОУ, O=муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «С, CN=Кокарева Зинфира Галиуловна, E=sadik_skazka-frunze@crimeaedu.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2024.09.02 15:19:14+03'00' Foxit PhantomPDF Версия: 10.1.1 с. Фрунзе 2024 г. Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» села Фрунзе Сакского района Республики Крым разработан в соответствии с: Федеральные документы • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» • Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 № 536 Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющие образовательную деятельность. Региональные документы Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым». Основными нормативно – правовыми документами учебного плана МБДОУ «Сказка» с. Фрунзе являются: 1. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» села Фрунзе Сакского района Республики Крым, утвержденный Постановлением администрации Сакского района Республики Крым от 25.12.2014 №76 (изменения к Уставу утвержденные Постановлением администрации Сакского района Республики Крым от 22.06.2018 № 318). 2. Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» села Фрунзе Сакского района Республики Крым. 3. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сказка» села Фрунзе Сакского района Республики Крым. В учебном плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной (модульной) частью, формируемой дошкольным образовательным учреждением: • инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. • вариативная (модульная) часть - не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Учебного плана, формируемая дошкольным образовательным учреждением, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику дошкольного образовательного учреждения, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги. Целостность педагогического процесса обеспечивается с учетом: • инновационной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» издание шестое (инновационное), дополненное и переработанное под редакцией (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, Э.М.Дорофеевой, 2020 г.; • региональной парциальной программы по гражданско- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек». • парциальной программой «Цвет творчества. Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Дубровской Н.В. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до семи-восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на: • усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; • развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; • формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; • развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; • формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде). Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на: • развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; • освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; • формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; • формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; • формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; • формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; • формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. Образовательная область "Речевое развитие" включает: • владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; • формирование правильного звукопроизношения; • развитие звуковой и интонационной культуры речи; • развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; • развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); • ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого творчества; • формирование предпосылок к обучению грамоте. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); • становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; • формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); • формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); • освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; • реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и др.); • развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое). Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает: • приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; • формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; • овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); • обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); • воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); • воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; • приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. • Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП ДО МБДОУ «Сказка» с. Фрунзе и может реализовываться в различных видах деятельности: в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийнопредметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения). для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетноролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативнопознавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. В середине ООД статического характера проводится динамическая пауза. Перерывы между периодами ООД составляют 10 минут. Обязательная часть Программы для детей раннего возраста в учебном плане представлена в виде организации игр-занятий продолжительностью 8 - 10 минут. Недельная нагрузка в пределах допустимой. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются. Предметное содержание Программы для детей дошкольного возраста представлено через организацию образовательной деятельности по пяти образовательным областям. Четыре вида детской деятельности выведены за пределы ООД и организуются педагогами с детьми в совместной деятельности в режиме дня: формирование основ здорового образа жизни, основы безопасного поведения, основы гражданственности и патриотизма, реализация этнокультурного компонента. • Область «Познавательное развитие» представлена в чередовании: «Сенсорное развитие» чередуются с «Математическими представлениями» в 1 младшей группе; «Окружающий мир» чередуется с «Природой» во всех возрастных группах; «Математические представления» чередуются с «Формированием предпосылок финансовой грамотности» 1 раз в месяц. • Область «Речевое развитие» представлена в чередовании: «Развитие речи» чередуется с «Художественной литературой» в группах первой, второй младшей и средней группах; «Художественная литература» чередуется со «В сфере социальный отношений» 1 раз в месяц в группах старшего дошкольного возраста. • Область «Художественно - эстетическое развитие» представлена в чередовании: «Лепка» чередуется с «Аппликацией» со второй младшей группы до старшей; «Конструирование» чередуется с «Прикладным творчеством» в старшей и подготовительной группах и с «Художественной литературой» во второй младшей и средней группах. • В группах вторых младших и средних раздел «Подготовка к обучению грамоте» реализуется во время ООД «Развитие речи» как часть занятия. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности. Третье занятие по физическому развитию проводится на прогулке. Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников. Психолого-педагогическая работа с воспитанниками учреждения осуществляется педагогом-психологом и строится с учётом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного процесса. Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы детей, а также возможности педагогического коллектива и сложившиеся традиции. Позволяет более плотно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национальных, социокультурных, климатических условий Республики Крым. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, вынесена область «Социально - коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Предметное содержание по этнокультурному компоненту решается также через реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подразделе «Основы гражданственности и патриотизма», «Трудовое воспитание» в группах дошкольного возраста. ООД «В сфере социальные отношений» 1 раз в месяц проводит педагог-психолог в подготовительных группах дошкольного возраста. Структура учебного плана образовательной деятельности. Учебный план предусматривает работу педагогического коллектива в режиме пятидневной рабочей недели (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 07.30 часов до 18.00 часов, в режиме полного рабочего дня (10,5 часовое пребывание). Расстановка педагогических кадров на новый учебный год. № Номер группы / наименование группы 1 Группа № 10, ФИО воспитателей Золотова Е.И. Забуранная М.С. 2 Группа № 3 Макарина Т.И. I младшая группа «Репка» Бамбатова М.В. 3 Группа № 9 Ахметова З.Л. II младшая группа «Теремок» Бамбатова М.В. 4 Группа № 6 Анацкая Л.О. Средняя группа «Ладушки» Забуранная М.С. 5 Группа № 2 Никифорук О.С. Старшая группа «Солнышко» Михалишина М.Ю 6 Группа № 1 Цуканова Т.В. Подготовительная группа «Фантазия» Кузменкова Ю.Н. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки Показатель Организация, возраст Норматив Начало занятий, не все возрастные группы 8:00 ранее Окончание занятий, при реализации 17:00 не позднее образовательных программ дошкольного образования Продолжительность от 1,5 до 3 лет 10 мин занятия для детей от 3 до 4 лет 15 мин дошкольного от 4 до 5 лет 20 мин возраста, I группа раннего возраста «Колобок» Ставка ФИО помощника воспитателя 1,0 0,46 1,0 0,46 0,92 0,54 0,92 0,54 1,0 0,46 1,0 0,46 Пугач Н.Ю. Зеленова О.М. Мельник Т.Н. Забуранная Л.М. Бондарик В.Я. Корнюшенко Н.Н. объем образовательной нагрузки в неделю, час/мин. 1 ч. 40 мин. (100'); 2 ч. 30 мин. (150'); 3 ч. 20 мин. (200'); не более Продолжительность дневной суммарной от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет от 1,5 до 3 лет от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет все возраста 25 мин 30 мин 20 мин 30 мин 40 мин 5 ч. 25 мин. (325'); 8 ч. 00 мин (450'). 50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна 90 мин 10 мин Продолжительность перерывов между занятиями, не менее Занятия с использованием электронных средств обучения (далее – ЭСО) завершаются не менее чем за два часа до отхода ко сну. Непрерывность использования ЭСО в течение дня: № Вид ЭСО Возраст На занятиях Суммарно в день детей 1 Интерактивная доска 5-7 лет 7 20 Режим дня возрастных групп. Учебный план прилагает режимы дня для групп, функционирующих 10,5-часов, составленные с учетом СанПиН 1.2.3685-21 и показателей организации образовательного процесса. В распорядке учтены требования к длительности режимных процессов (сна, образовательной деятельности, прогулки), количеству, времени проведения и длительности обязательных приемов пищи (завтрака, второго завтрака, обеда, полдника). Режим дня воспитанников в группе от 1,5 до 2-х лет Содержание Холодный период года Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика Утренний круг Подготовка к завтраку, завтрак Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое) Занятия в игровой форме по подгруппам, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое) Второй завтрак. Подготовка к прогулке, прогулка Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем Полдник Вечерний круг Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое) Занятия в игровой форме по подгруппам Подготовка к прогулке, прогулка Уход детей домой Теплый период Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика Утренний круг Время 7.30 - 8.30 8.30 - 9.00 9.00 - 9.30 9.30 - 9.40 9.50 - 10.00 10.00 - 11.30 11.30 - 12.30 12.30 - 15.30 15.30 - 16.00 16.00 - 17.00 16.00 - 16.10 16.20 - 16.30 17.00 - 18.00 до 18.00 7.30 - 8.30 Подготовка к завтраку, завтрак Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Занятия в игровой форме по подгруппам, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое) Второй завтрак Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, сон Постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры, полдник Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка Занятия в игровой форме по подгруппам, активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность и другое) Уход детей домой 8.30 - 9.00 9.00 - 11.30 9.10 - 9.20 9.30 - 9.40 10.30 - 11.00 12.00 - 12.30 12.30 - 15.30 15.30 - 16.00 16.00 - 18.00 16.20 - 16.30 16.40 - 16.50 до 18.00 Режим дня воспитанников в группе от 2 до 3-х лет Содержание Холодный период года Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика Утренний круг Подготовка к завтраку, завтрак Игры, подготовка к занятиям Занятия в игровой форме по подгруппам Второй завтрак. Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры Подготовка к полднику, полдник Вечерний круг Игры, самостоятельная деятельность детей Занятия в игровой форме по подгруппам Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей Уход детей домой Теплый период Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика Утренний круг Подготовка к завтраку, завтрак Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку Прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей, занятия в игровой форме по подгруппам Второй завтрак Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон, постепенный подъем, оздоровительные и гигиенические процедуры Время 7.30 - 8.30 8.30 - 9.00 9.00 - 9.30 9.30 - 9.40 9.50 - 10.00 10.00 - 11.30 11.30 - 12.00 12.00 - 12.30 12.30 - 15.30 15.30 - 16.00 16.00 - 16.30 16.00 - 16.10 16.20 - 16.30 16.30 - 18.00 до 18.00 7.30 - 8.30 8.30 - 9.00 9.00 - 9.30 9.30 - 11.30 9.40 - 9.50 10.00 - 10.10 10.30 - 11.00 11.30 - 12.00 12.00 - 12.30 12.30 - 15.30 Полдник Вечерний круг Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, занятия в игровой форме по подгруппам Уход детей домой 15.30 - 16.00 16.00 - 18.00 16.20 - 16.30 16.40 - 16.50 До 18.00 Режим дня воспитанников в дошкольных группах от 3 до 7 лет Содержание Холодный период года Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика (не менее 10 минут) Утренний круг Завтрак Игры, подготовка к занятиям Занятия (включая гимнастику в процессе занятия - 2 минуты, перерывы между занятиями, не менее 10 минут) Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки Второй завтрак Обед 3 - 4 года 4 - 5 лет 5 - 6 лет 6 - 7 лет 7.30 - 8.30 7.30 - 8.30 7.30 - 8.30 7.30 - 8.30 8.30 - 9.00 9.00 - 9.20 8.30 - 9.00 9.00 - 9.15 8.30 - 9.00 9.00 - 9.15 8.30 - 9.00 - 9.20 - 10.00 9.15 - 10.05 9.15 - 10.15 9.00 - 10.50 10.00 - 12.00 10.05 - 12.00 10.15 - 12.00 10.50 - 12.00 10.30 - 11.00 12.00 - 13.00 10.30 - 11.00 12.00 - 13.00 10.30 - 11.00 12.00 - 13.00 10.30 - 11.00 12.00 - 13.00 13.00 - 15.30 13.00 - 15.30 13.00 - 15.30 13.00 - 15.30 Полдник Вечерний круг 15.30 - 16.00 15.30 - 16.00 15.30 - 16.00 15.30 - 16.00 Занятия (при необходимости) - - Игры, самостоятельная деятельность детей 16.00 17.00 16.00 17.00 16.00 16.25 16.25 17.00 17.00 18.00 17.00 18.00 17.00 18.00 17.00 18.00 до 18.00 до 18.00 до 18.00 до 18.00 Утренний прием детей, игры, самостоятельная деятельность, утренняя 7.00 - 8.30 гимнастика (не менее 10 минут) 7.00 - 8.30 7.00 - 8.30 7.00 - 8.30 8.30 - 9.00 9.00 - 9.20 8.30 - 9.00 9.00 - 9.15 8.30 - 9.00 9.00 - 9.15 8.30 - 9.00 - Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей, возвращение с прогулки Уход домой Теплый период года Утренний круг Завтрак Игры, самостоятельная деятельность Второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка, занятия на прогулке, возвращение с прогулки Обед Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем детей, закаливающие процедуры Полдник Вечерний круг 10.30 - 11.00 10.30 - 11.00 10.30 - 11.00 16.00 16.40 10.30 - 11.00 9.20 - 12.00 9.15 - 12.00 9.15 - 12.00 9.00 - 12.00 12.00 13.00 13.00 15.30 15.30 - 16.00 12.00 13.00 13.00 15.30 15.30 - 16.00 12.00 13.00 13.00 15.30 15.30 - 16.00 12.00 13.00 13.00 15.30 15.30 - 16.00 Игры, самостоятельная деятельность детей Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная деятельность детей Уход домой 16.00 17.00 17.00 18.00 до 18.00 16.00 17.00 17.00 18.00 до 18.00 16.00 17.00 17.00 18.00 до 18.00 16.00 17.00 17.00 18.00 до 18.00 Количество занятий в неделю Возрастная группа I группа возраста Занятия раннего развитие движений – 2 раза в неделю; I младшая группа II младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа музыкальное занятие – 2 раза в неделю; расширение ориентировки в окружающем – 1 раз в неделю; развитие речи – 2 раза в неделю; игра-занятие с дидактическим материалом – 1 раз в неделю; игра-занятие со строительным материалом – 1 раз в неделю. развитие движений – 2 раза в неделю; музыкальное занятие – 2 раза в неделю; расширение ориентировки в окружающем – 2 раз в неделю; развитие речи – 1 раз в неделю; игра-занятие с дидактическим материалом – 2 раз в неделю; игра-занятие со строительным материалом – 1 раз в неделю. физическая культура в помещении – 2 раза в неделю; физическая культура на прогулке – 1 раз в неделю; музыка – 2 раза в неделю; рисование – 1 раз в неделю; лепка, аппликация, ручной труд – 1 раз в неделю (чередуются); математическое развитие – 1 раз в неделю; ознакомление с окружающим миром: с социальным окружением, с предметным окружением, с природой – 1 раз в неделю (чередуются); развитие речи – 1 раз в неделю. физическая культура в помещении – 2 раза в неделю; физическая культура на прогулке – 1 раз в неделю; музыка – 2 раза в неделю; рисование – 1 раз в неделю; лепка, аппликация – 1 раз в неделю (чередуются); математическое развитие – 1 раз в неделю; ознакомление с окружающим миром, с природой – 1 раз в неделю (чередуются); развитие речи – 1 раз в неделю. физическая культура в помещении – 2 раза в неделю; физическая культура на прогулке – 1 раз в неделю; музыка – 2 раза в неделю; рисование – 2 раза в неделю; лепка, аппликация, ручной труд – 1 раз в неделю (чередуются); математическое развитие – 1 раз в неделю; ознакомление с окружающим миром: с социальным окружением, с предметным окружением, с природой – 1 раз в неделю (чередуются); развитие речи, основы грамотности – 2 раз в неделю. физическая культура в помещении – 2 раза в неделю; физическая культура на прогулке – 1 раз в неделю; музыка – 2 раза в неделю; рисование – 2 раза в неделю; лепка, аппликация, ручной труд – 1 раз в неделю (чередуются); математическое развитие – 2 раза в неделю; ознакомление с окружающим миром: с социальным окружением, с предметным окружением, с природой – 1 раз в неделю (чередуются); развитие речи, основы грамоты – 2 раза в неделю. 3. Учебный план организованной образовательной деятельности на 2023 – 2024 учебный год Количество ООД в неделю / максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в мин.) Образовате Организованная ПодготовиПервая группа Первая Вторая Средняя Старшая льные ФОП образовательная тельная раннего младшая младшая группа группа области деятельность (ООД) группа (30 возраста группа группа (20 мин) (25 мин) мин) (10 мин) (10 мин) (15 мин) Обязательная часть основной образовательной программы 1 Познаватель Сенсорные эталоны Сенсорное развитие 0,5 ное развитие и познавательные действия Математические Математические 0,5 1 2 1 1 представления представления Окружающий мир Окружающий мир 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Речевое Природа Природа Развитие речи Речевое развитие Интерес к художественной литературе Подготовка детей к обучению грамоте Художественная развитие Художестве нноэстетическое развитие Изобразительная деятельность, приобщение к искусству 0,5 2 литература Подготовка к обучению грамоте - 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,25 - - 0,25 1 1 0,5 0,5 1 2 1 - 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 Аппликация 0,5 0,5 0,5 Прикладное 0,5 Рисование 0,5 Лепка 0,5 творчество 1 1 0,5 0,5 1 Физическое развитие Конструктивная Конструирование деятельность Музыкальная Музыка деятельность Физическое Физическая культура развитие Формирование основ здорового образа жизни 1 1 2 2 2 2+1 2+1 2+1 2+1 2 часа 30мин 10/ 150 3 ч. 20 мин 10/200 5 часов 25 мин 12/300 7 часов 30ми 0,25 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 1 1 0,5 1 2 2 2 2 2+1 1 час 40 мин 1 час 40 мин 10/100 10/100 14/420 Часть, формируемая участниками образовательных отношений СоциальноОсновы Коммунигражданственности и кативное патриотизма развитие Осуществляется в совместной деятельности педагога с воспитанниками в режиме дня Основы безопасного поведения Трудовое воспитание Познавательное развитие В сфере социальных отношений Природа Формирование предпосылок финансовой грамотности В сфере отношений Природа социальных Осуществляется в совместной воспитанниками в режиме дня деятельности 0,5 педагога 0,5 с Примерное комплексно-тематическое планирование на 2024-2025 год Месяц 02.0906.09 09.0913.09 Тема блока «Что осенью родится, то зимою пригодится» Тема недели Детский сад Осень в лесу? Сентябрь Нац.-регион. компонент 16.0920.09 Крымская осень Нац.-регион. компонент 23.0930.09 Хорошо у нас в детском саду Содержание работы Воспитательная работа Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе. Книге. Формировать дружеские отношения между детьми. Формировать интерес к детскому саду. Учить замечать произошедшие изменения: покрашен забор, появилась новая мебель, нарядные игрушки. Расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, инструктор по физ. культуре, муз. руководитель, медсестра, прачка, повар и др.) Обогащать личный опыт всех детей знаниями и впечатлениями об осени; вовлекать в исследовательскую деятельность по изучению объектов неживой природы; вызывать эмоциональный отклик и эстетические чувства на красоту осенней природы. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодалоисчезли бабочки, жучки; отцвели цветы и т.д.), вести сезонные наблюдения. Знакомить со стихами об осени (по выбору воспитателя.) учить узнавать деревья на территории родного села (тополь, орех) и лесов РФ. Формировать умение замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало- исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.), вести сезонные наблюдения. Обобщать и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью. Знакомить с народными приметами осени. Вызвать у всех детей радость от нахождения в детском саду; воспитывать доброжелательные отношения между детьми; формировать мотивацию на взаимодействие путём вовлечения дошкольников в совместную деятельность, эмоционально - положительное отношение в детском саду и школе, уважение к труду педагога. Закреплять знания о своем 1 сентября - День знаний Варианты итоговых событий Праздничное развлечение 15 сентября – Российские Дни леса. Мониторинг 24 сентября – День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым. Выставка совместных работ детей и родителей 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников. Октябрь 02.1006.10 «Семьёй дорожить – счастливым быть» Дикие животные Нац.-регион. компонент 09.1013.10 Хлеб – всему голова 16.1020.10 Семейный альбом Нац.-регион. компонент 23.1027.10 30.1003.11 Фрукты /овощи Ноябрь «Земля родная – Мое село детском саде, умении ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Формировать интерес к детскому саду. Формировать представления о диких животных Крыма, их детёнышах, образе жизни, питании, жилищах. Расширять и обогащать представления о диких животных и птицах и их детенышах. Наблюдать за поведением птиц, прилетающих на участок. Расширять представления о поведении птиц осенью. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его; расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; закрепить знания детей о том, что хлеб— это один из самых главных продуктов питания в России. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа, и др.). Формировать уважительное заботливое отношение к пожилым родственникам. Закреплять знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Познакомить с особенностями воспитания в семьях, роли мужчины и женщины в семье. Закрепить знания об овощах, фруктах (внешний вид, вкус), учить определять овощи на ощупь, закрепить знание название овощей, уточнить представление о пользе овощей и фруктов для здоровья. Формировать умение у детей различать, называть и классифицировать овощи, фрукты. Формировать умение у детей описывать внешний вид овощей, фруктов, делать простые выводы о их произрастании и полезных свойствах. Расширять представления детей о своей малой родине. Знакомить детей с устройством дома, с бытом и традициями, сложившимися у народов Крыма. Воспитывать устойчивый 1 октября: Международный день пожилых людей (старший дошкольный возраст); 4 октября: День защиты животных; 16 октября Международный день хлеба Третье воскресенье октября: День отца в России. Праздник «Осенние чудеса». Выставка детского творчества 03 ноября - 135 лет со дня рождения С.Я. Маршака. колыбель золотая» 06.11 10.11 Профессии родителей 13.1117.11 Как звери к зиме готовятся? Нац.-регион. компонент Семейный альбом 20.1124.11 27.1101.12 Ноябрь Нац.-регион. компонент Декабрь «Хрустальна я сказка декабря» Нац.-регион. компонент интерес и уважение к истории и культуре русского, крымскотатарского, украинского и др. народов. Знакомить детей с национальными костюмами разных народов. Расширять словарный запас. Воспитывать интерес и уважение к культуре разных народов. Продолжать знакомить детей с различными видами транспорта, дорожными знаками и правилами безопасного поведения на улицах родного села. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Крым. Знакомить всех детей с трудом взрослых, с разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной последовательностью для достижения цели; развивать интерес к наблюдению трудовой деятельности, к разным профессиям, обогащать знания о конкретных профессиях и взаимосвязях между ними; побуждать к отражению полученных впечатлений в играх; воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарность к человеку, делающему нужное для всех дело. Учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детенышей; воспитывать бережное отношение к животным. Формировать представления о диких и домашних животных Крыма, их детенышах, образе жизни, питании, жилищах, как добывают пищу, как готовятся к зиме. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа, и др.). Формировать уважительное заботливое отношение к пожилым родственникам. Закреплять знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Познакомить с особенностями воспитания в семьях, роли мужчины и женщины в семье. Сформировать представление об "особом ребенке", познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов, развивать чувство симпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни, воспитывать чувство ответственности за свое. 4 ноября: День народного единства; 5 ноября – День села Последнее воскресенье ноября: День матери в России; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации 03 декабря Международный день инвалидов Праздник «День Матери» 04.1208.12 Наступила зима Нац.-регион. компонент 11.12 15.12 Зима в лесу Январь Декабрь Нац.-регион. компонент 18.1222.12 Праздник Новый год Нац.-регион. компонент 25.1229.12 Зимние забавы 09.0112.01 15.0119.01 «Январь Батюшка – год начинает, зиму Каникулы Бытовые приборы Формирование чувства патриотизма, уважения к ветеранам ВОВ, к истории своей страны. Задачи: познакомить детей со значением Дня Неизвестного солдата, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне; способствовать развитию у детей уважения ко всем, кто защищал Родину от врагов. Расширять представления о зиме, признаки зимы. Учить замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Называть зимующих птиц, оказывать помощь им. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы в Крыму (холода, заморозки, сильные ветры). Познакомить с таким явлением, как туман. Расширять знания детей об особенностях деятельности людей зимой в городе и на селе. Расширять представления о зиме, признаки зимы. Формировать представления о животном мире; учить называть животных, живущих в лесу, познакомить с зимующими птицами. Формировать представления о диких животных Крыма, их детёнышах, образе жизни, питании, жилищах. Расширять и обогащать представления о диких животных и птицах и их детенышах. Чтение произведений С.Михалкова. Расширять представления о новогоднем празднике. Продолжать знакомить с символом Нового года- елкой, с новогодними персонажами Дедом морозом и Снегурочкой. Знакомить с традициями встречи Нового года у русского народа. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника Познакомить с праздниками народного календаря: Рождество, Коляда; развивать активный словарь на основе полученных знаний о народных праздниках. Формировать понятие «бытовые приборы»; формировать умение дифференцировать бытовые приборы по назначению. 3 декабря: День неизвестного солдата; 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 8 декабря: Международный день художника; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 13 декабря - 110 лет со дня рождения С.В. Михалкова С.В. Изготовление новогодних подарков родителям 31 декабря: Новый год. 7 января — Рождество Христово. 20 января – День Республики Крым; Выставка детского творчества Новогодний утренник Праздник «Зима» Выставка детского творчества венчает» 22.0126.01 Февраль 29.0102.02 Мебель Посуда Февраль «Делу – время, потехе - час» Профессии Нац.-регион. компонент 05.0209.02 Хочу все знать 12.0216.02 Транспорт Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту. Расширять знания об окружающем мире. Познакомить с названиями мебели и ее составными частями, формировать умение описывать мебель, тренировать в употреблении множественного числа. Учить проводить элементарную классификацию предметов посуды по их назначению, использованию, форме, величине и цвету. Расширять запас слов по теме «Посуда»; познакомить с составными частями предметов, формировать умение описывать посуду, рассказывать для чего она предназначена. Формирование элементарных представлений у детей о профессиях взрослых: развитие эмоциональноположительного отношения к человеку труда; формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых; понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда; формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий. Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к научной, учебноисследовательской деятельности. Формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах. Уточнить знание детей о деятельности ученых из разных областей знаний. Способствовать развитию речи и логического мышления. Воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности. Воспитывать уважительное отношение детей к представителям разных профессий. Экспериментирование. Познакомить с основными видам транспорта: воздушным, водным, наземным; формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: грузовой, пассажирский. Расширять представления о видах общественного транспорта, и его назначении. Знакомить с различными видами транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения. Познакомить с названиями водного и воздушного транспорта, 27 января: День снятия блокады Ленинграда; 8 февраля: День российской науки; 19.0222.02 Март 26.0201.03 Мы поздравляем наших пап. Март «Пришла весна – отворяй ворота!» Русский фольклор Нац.-регион. Компонент 04.0307.03 Мамы всякие нужны 11.0315.03 Крымская Весна Нац.-регион. Компонент их составными частями, учить сравнивать их. Познакомить с государственным праздником День защитника Отечества, воспитывать доброе отношение к папе, вызывать чувство гордости за своего отца. Систематизировать знания о Вооруженных силах России. Расширять гендерное воспитание (мальчики сильные, смелые) Воспитывать всех детей в духе патриотизма, любви к Родине; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, у девочек – уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины. формирование патриотических чувств у детей раннего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством (фольклором). Обеспечить условия для патриотического воспитания детей раннего возраста, посредством ознакомления с народным творчеством. Познакомить воспитанников с видами русского народного фольклора. Обогащать речь воспитанников, посредством ознакомления с фольклором. Формировать у детей раннего возраста чувство причастности к наследию русского народа. Развивать умение у дошкольников на примере произведений русского народного фольклора давать правильную оценку хороших и плохих поступков героев. Воспитывать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своей Родине, посредством ознакомления с фольклором. Познакомить с праздником 8 Марта. Воспитывать любовь к своим близким – маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Расширять гендерные представления (девочки нежные, женственные) Знакомить детей с признаками весны. Формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка насекомые, набух ли почки; об одежде людей. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка детского творчества Масленица. 8 марта: Международный женский день; 16 марта – День Общекрымского референдума 2014 года; Праздник 8 марта Выставка детского творчества 18.0322.03 Народы Крыма 25.0329.03 01.0405.04 Апрель 08.0412.04 Театр Апрель «Апрель с водой, а май с травой» Где живут книги? Мы космонавты насекомые. Знакомить с тем, что весной зацветают многие комнатные цветы. Знакомить с устным народным творчеством (пословицами и поговорками, сказки и др.). познакомить с праздником Крымской Весны. Развивать у детей нравственно-патриотические ценности через приобщение к миру культур и традиций народов Крыма. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни крымских народов, их обычаях, традициях; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту национальной одежды; воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям; знакомить с народными играми. Вызвать у детей интерес к театральной деятельности. Дать детям представление о театре. Способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать воображение и способности к творчеству. Укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни города; Выявление и поддержка талантливых педагогов; Организация в детском саду условий для театрализованных игр, развития у детей интереса к театру. Познакомить с историей возникновения Международного дня детской книги. Развивать общий кругозор, знакомить с творчеством детских писателей. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой, бережному отношению к ней. Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме использования детских книг и литературных произведений; развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности детей. Развивать у детей умение самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию, делать маленькие «открытия», включаться в поисковую деятельность. Формировать у детей интерес к наблюдениям, звёздам, звёздному небу. Дать детям знания о космосе, космическом пространстве, космонавтах, луноходах, космических кораблях, происхождении луны, солнца, звезд. 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра. 02 апреля -День детской книги 11 апреля – День Конституции Республики Крым; 12 апреля: День космонавтики. 15.0419.04 Деревья и кустарники на нашем участке 22.0426.04 29.0408.05 13.0517.05 20.0524.05 Май 27.0531.05 Май «Матушка весна – всем красна!» Показать влияние солнечного света и воды на рост деревьев, кустарников, цветов; воспитывать чувства красоты и потребность заботы о природе. Способствовать познанию мира природы, разнообразия растительного мира; обогащать опыт практической деятельности по уходу за растениями. Насекомые Расширять представления о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, стрекоза и др.). знакомить с опасными Нац.-регион. насекомыми. Продолжать знакомить с миром насекомых Компонент (пчела, комар, муха и др.) их внешним видом и способом передвижения формировать элементарные экологические представления. День Победы Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. Эколята Российское движение детей и молодежи «Движение первых». РДДМ — это единое движение, которое сплотило все детские организации, движения и объединения в стране, охватило наибольшее количество детей. В РДДМ 12 направлений для Нац.-регион. реализации, среди которых образование, культура и Компонент искусство, спорт, здоровый образ жизни, экология, туризм и путешествия, наука и технология, патриотизм, будущая профессия. Что такое Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в алфавит/ которой мы живём, уважение к народным традициям. Дать письменные знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках пренадлежнос славянской письменности, познакомить со старославянским ти алфавитом. Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук, формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру. Прививать детям любовь к родному слову, родному языку отечественной истории Наш друг Расширять представления о необходимости соблюдения светофор Правил дорожного движения. Знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта»; со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 19 мая: День детских общественных организаций России; Выставка детского творчества Развлечения. Мониторинг. 24 мая: День славянской письменности и культуры. Здравствуй лето! До свидания, детский сад! Выставка детского творчества