Консультация для родителей «О детской дружбе»

07.05.2024

Консультация для родителей «О детской дружбе»

 

«Дружба – это созвучие душ в соединенности судеб»
Восточная мудрость.

Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый.

Понятие, противоположное дружбе, — эгоизм. Если человек — эгоист, то у него не может быть настоящего друга.

Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «дружба -…бескорыстная стойкая привязанность»

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки — буду с ним дружить, нет — не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

Родителям необходимо внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей, расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость или огорчения.

Знаете ли вы друзей своего ребенка? Есть ли у него друзья? Не виноваты ли вы в этом? Вспомните, как вы встречаете друзей своего ребенка. Всегда ли вы доброжелательны к ним, приветливы, всегда ли вы им улыбаетесь?

Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство, ведь с друзьями легче и радостнее жить.

Иногда взрослые лишают своих детей права выбрать себе друга. Родителей не устраивает, что ребенок, с которым дружит их сын или дочь, из неблагополучной семьи, или плохо учится, или плохо себя ведет. В таких случаях недостаточно просто запретить дружить, постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезное дело.

Родителям важно знать, умеет ли их ребенок быть хорошим товарищем, ценит ли он дружбу, часто ли ссорится с другом и жалуется на него. Необходимо внушать детям, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, нужно не завидовать, а радоваться. В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать её. Чуткость, внимательность должны проявляться в любых мелочах. Нужно учить детей обращаться друг к другу, прислушиваться друг к другу.

В случае конфликта детей, они сами найдут выход из положения. При необходимости помочь детям решить спор по справедливости. Не запрещайте ребенку выполнить свои обещания по отношению к друзьям. Не будьте безразличными, а будьте уважительными к детям.

В книге «Азбука нравственного воспитания» под редакцией Каирова И.А. есть следующие правила товарищества: 

1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то — научи его.
Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь.
Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.

2. Старайся выручить товарища.
Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями — всем, что могло бы помочь другу.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое.
Хорошо дружить — значит говорить друг другу правду.
Не ябедничай.
Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.Хочу такой сайт

Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
Научить ребенка этим правилам будет гораздо легче, если он видит их выполнение в семье. Ребенок подсознательно копирует поведение своих родителей и переносить увиденное в свои взаимоотношения с товарищами.

Психологами давно замечено, что чем лучше у ребёнка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Так что пусть в вашей семье царит мир и любовь, а у ребёнка будут самые лучшие, самые преданные друзья!

     

Все взрослые согласятся с утверждением, что иметь настоящих верных друзей – это прекрасно, поскольку друг и в беде выручит, и окажет поддержку в трудную минуту, и просто скрасит скучные серые будни одним лишь своим присутствием. А как же быть с детской дружбой? Нужно ли учить ребенка дружить и как объяснить ему, зачем человеку друзья?

Необходимость детской дружбы

Необходимость в крепких дружеских отношениях мы особенно осознаем в сознательном возрасте, понимая, что дружба – это одна из самых крепких привязанностей, которую в большинстве случаев мы проносим через всю жизнь.

Дружба обязательно откроет для ребенка новые возможности, поможет ему развить необходимые коммуникативные навыки и поспособствует его социальной адаптации. Особо важную роль дружеские отношения имеют для подростков, поскольку в жизни взрослеющего ребенка будут появляться ситуации, которые он не сможет или не захочет обсуждать с родителями, и тогда возможность общения с ровесником, который его понимает, поможет ему справиться с проблемами.

Как научить ребенка дружить?

Научить ребенка дружить и рассказать ему о ценности и необходимости дружбы – важная задача родителей. Однако делать это необходимо постепенно, помня об особенностях разного возраста.

В раннем возрасте дети ещё слишком малы для понимания того, что такое дружба. Среди своего окружения малыши дошкольного возраста ищут не друзей, а скорее приятелей по игре, поэтому их выбор оказывается не сознательным, а интуитивным. Они охотно вливаются в общение с другими детьми, порой делая странный, с точки зрения взрослых, выбор. К примеру, с соседским мальчиком ребенку играть оказывается интересно, поскольку тот охотно делится своими игрушками, которых у него очень много, а с другим сверстником в детском саду малышу дружить не хочется, потому что у того есть всего две машинки, и он не любит играть на улице. Все это нормальные проявления, свойственные раннему возрасту.

Проводить с ребенком 2-5 лет серьёзные беседы о том, что такое дружба и почему она так важна, не стоит, поскольку в силу своего возраста он ещё многого не поймет. Лучше всего постепенно и ненавязчиво приучать малыша к одной простой мысли, что дружба – это хорошо. Для этого можно почаще читать с ним книги и смотреть мультфильмы, которые рассказывают о дружбе, и герои которых справляются с трудностями, благодаря дружескому участию и поддержке.

Если же малыш отказывается играть со сверстником, имеющим какие-либо внешние недостатки, к примеру, носит очки или имеет лишний вес, мотивируя это тем, что «он просто некрасивый», стоит ненавязчиво объяснить малышу, что внутренний мир намного важнее внешности. Чтобы ребенок понял, о чем вы ему говорите, напомните ему какую-либо сказку, например, о гадком утенке, который превратился в прекрасного лебедя или сами придумайте поучительную историю. Расскажите ему, что обращать внимание стоит в первую очередь на характер человека, а не на то, в какой одежде он ходит и как выглядит.

В раннем школьном возрасте дети уже начинают выбирать друзей по интересам, увлечениям и личным качествам, т.е. подходят к выбору друга сознательно. Именно в это время уже можно проводить серьезные беседы о дружбе. Расскажите ребенку о своих друзьях, о том, как вы познакомились и через что прошли вместе. Чтобы подготовить ребенка к возможным сложностям, которые бывают в дружеских отношениях, стоит рассказать ему о том, как и почему у людей иногда расходятся интересы или меняются взгляды. Объясните, что такое преданность в дружбе, почему дружба должна быть бескорыстной и почему друга нельзя бросать в беде. Главное – приводите примеры, подходящие его возрасту. Первоклассник не поймет историю о том, как вы поссорились с лучшим другом из-за понравившейся девочки, зато такая история придется как нельзя кстати, если ваш ребенок учится в пятом или шестом классе, когда наступает время проявления первых симпатий по отношению к противоположному полу.

Очень важна поддержка родителей для подростков, поскольку именно в этом возрасте дети зачастую сталкиваются с первыми серьёзными расхождениями во взглядах с теми, кого считали своими друзьями. Главное – внимание и участие в решении проблем, с которыми столкнулся ваш ребенок. Не стоит говорить ему «найдешь нового друга», поскольку в таком возрасте поиск новых контактов представляет собой уже не такую простую задачу, как раньше. Лучше всего откровенно поговорить с ним и вместе проанализировать сложившуюся ситуацию, подсказать ребенку возможное решение проблемы и помочь понять поведение его друга. Обратите внимание подростка на ошибки его поведения, если такие были и подскажите, как ему вести себя в дальнейшем, чтобы такая ситуация больше не повторилась.

Если же ваш взрослеющий ребенок не спешит откровенничать и делиться своими проблемами в общении с друзьями, помогайте ему ненавязчиво – посоветуйте фильмы и литературу, в которых хорошо показаны трудности подросткового возраста и их решение.

Главное, чего не стоит делать вне зависимости от возраста ребенка – это критиковать его друзей и помогать ему с их выбором. Это естественное желание родителей, чтобы их ребенок дружил только с правильными и хорошими детьми, но стоит помнить о том, что детская логика очень отличается от логики взрослого человека, и ваши собственные ожидания могут совсем не совпадать с желаниями вашего чада. Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей, ведь как известно, ненужные связи всё равно со временем пропадут сами собой. А тот ребенок, которого выбрал ваш в качестве друга, может быть на самом деле окажется верным и преданным, и эта детская дружба сохранится на всю жизнь.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».