08.12.2022
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени. Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в период школьного обучения. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. Одним из средств развития логического мышления является головоломка - непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется только в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Игры-головоломки служат своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности.
Руководствуясь принципами «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», знакомство детей с играми – головоломками начали с логических игр – упражнений – как проводников в мир игр - головоломок. Как разминку для мозга брали простые игры - упражнения, например, «Фигурки из палочек». Дети по демонстрационному образцу или по индивидуальной карточке выкладывали ракету, дом, пирамидку, машинку, солнышко, жирафа и т.д. Как разминку использовали упражнение «Соедини по точкам» - по ламинированным карточкам дети рисовали водным фломастером, соединяя цифры по порядку и получали изображение предметов.
Как упражнение использовалась развивающая игра – лото «Логические таблицы» (на таблицу – матрицу накладываются забавные карточки-предметы) и многие другие упражнения и игры. Они помогли поддержать у детей интерес к интеллектуальным играм, помогли детям поверить в свои возможности в результате самостоятельного, успешного выполнения задания.
В упражнении «Собери по образцу» учили выкладывать из деталей предложенный взрослым образец, анализировали из каких деталей он состоит, как они расположены по отношению друг к другу. Затем собирали предложенный образ по памяти. Затем перешли к более сложному этапу – пониманию, «прочтению схем». В процессе работы с играми – упражнениями «Собери по схеме» рассматривали схему с контурным делением образа, называли детали, собирали по образцу.