15.03.2021
Методическая разработка по внедрению регионального компонента в НОД
для детей дошкольного возраста
НАРОДНЫЕ ИГРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР
Наше государство постоянно заботится о
развитии науки, искусства и культуры всех народов России, их интернациональном
сплочении и укреплении братской дружбы.
Педагогическое наследие народов нашей страны глубоко изучается, и все лучшее,
накопленное веками, активно используется современной педагогикой. Большое
внимание уделяется и вопросам изучения и использования национальных игр.
О
ценности народных игр - богатого источника и могущественного средства
воспитания говорил еще К. Д. Ушинский.
У
крымских татар игры имеют давнюю историю. В прошлом ни одно событие
общественного значения не проходило без игр и спортивных состязаний. В
традиционном представлении крымских татар каждый человек должен владеть всеми
видами народных игр и быть готовым к состязанию в любом соревновании. Большое
место занимают игры и в народном фольклоре.
Входя
активно в быт крымских татар на протяжении веков, народные игры не потеряли
своего значения и в настоящее время. Они проводятся не только ради развлечений,
но и с определенной целью: выявить наиболее сильных, ловких, мужественных,
выносливых детей, подростков, юношей. Сложились и определенные методы и приемы
быстрого их освоения, которые способствовали достижению лучших результатов в
физическом развитии детей, т. е. возникла своеобразная народная методика
воспитания детей. Крымскотатарские игры классифицировались по возрастам для
детей, подростков, юношей, отдельно существовали игры для девочек, девушек. Из
поколения в поколение дети старшего возраста, взрослые обучали младших народным
играм, передавали их неписаные правила.
Большое
воспитательное значение имели игры с соревнованиями. В этом отношении
представляют особый интерес
крымскотатарские игры с метанием,
толканием камня, лазаньем и переноской груза. Они просты, доступны детям
дошкольного возраста и в то же время помогают реализовать задачи физического
воспитания. Применение игр-соревнований приучает детей к анализу своих
движений, сравниванию своих действий с действиями других.
Народные
крымскотатарские игры воспитывают у детей умение сознательно управлять своим
поведением в различных игровых ситуациях, вырабатывать честность и дисциплинированность.
Например, игра «Рыба пропала» (« Батты
балык!»), не требуя большого физического напряжения, тренирует точные и
быстрые координированные движения. Правила игры просты, она доступна детям
старшего дошкольного возраста. В командной игре «Догонялки» дети имеют
возможность проявить свои индивидуальные особенности, умело сочетая их с
интересами коллектива. Игра вырабатывает такие ценные качества, как ловкость,
смелость, быстроту и силу, чувство коллективизма и волю к победе. В нее может
играть неограниченное количество участников, ее можно использовать на
спортивных праздниках.
Игра не
направленная, проходящая стихийно, не всегда может служить полноценным
средством воспитания. Поэтому особая роль при организации игр с детьми
дошкольного возраста отводится педагогу.
К
сожалению, из дома дети не приносят варианты игр. Обучение идет только в
детском саду. Учитывая это, мы с активом воспитателей изучили методическое пособие к региональной программе
«Крымский веночек» - «Играем вместе».
Изучив
и отобрав весь необходимый материал о крымскотатарских народных играх, мы
выделили ряд игр, которые отвечают возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
С учетом программных требований разработали методические указания к проведению
этих игр. Такие игры, как ««Рыба пропала»
(«Батты балык!»), «Овца убежала» (перешла)
(«Кой качты!»), «Догонялки» («Къувалама»), «Зайчик»
(«Тавшан чик») и др. провели в нашем детском саду. Дети
играли в эти игры с большим удовольствием, увлечением. Строгий контроль за
физической нагрузкой позволил убедиться в том, что выбор был сделан верно.
Заинтересовали детей и предложенные нами крымскотатарские считалки, которые мы рекомендуем использовать при
выборе ведущего.
В
настоящее время в нашем дошкольном учреждении наряду с программными играми в
работе с детьми широко используются крымскотатарские традиционные игры.
Воспитатели проводят их на прогулках, физкультурных и музыкальных занятиях,
спортивных праздниках и утренниках.
Изучение
эффективности проведенной работы позволяет сделать вывод, что эти игры
способствуют успешному решению основных задач воспитания дошкольников.
Цель:
формировать социальные навыки толерантного поведения, развивать осознанное
отношение к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми,
интерес к окружающим людям и их культурным традициям, готовность воспринимать
позитивный социальный опыт, формировать этнические стереотипы, желание познать
людей и делать добрые дела.
Задачи:
- обеспечить возможности для удовлетворения в
игре социальных, познавательных и эстетических потребностей детей;
- создавать развивающую предметно - игровую
среду, содержащую в себе характерные элементы культур людей, проживающих в
Крыму;
- расширить представления детей о Крыме, его
природе, людях;
-способствовать возникновению в играх
дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, учить
детей самостоятельно договариваться друг с другом, распределять роли, самим в
этически приемлемой формеразрешать конфликтные ситуации;
- создавать условия для формирования половой
идентификации и национальной идентичности каждого ребенка.
Название |
Оборудование |
Ход |
Правила |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Это
игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей
детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости,
ловкости, устойчивости, быстроте реакции и сообазительности. Основной их
чертой является наличие четко сформулированных правил и установки на победу.
В подвижных играх много шуток, соревновательного задора; часто они
сопровождаются заманчивыми и любимыми считалками и жеребьевками. |
|||
«Колечко» |
Колечко |
Дети
сидят в ряду. Один ребенок выходит на середину. У кого-то из детей, которые
сидят, спрятано в ладонях колечко. Тот ребенок, который вышел, читает стих и
пытается найти того, кто спрятал колечко. |
Нельзя
подсказывать, у кого спрятано колечко. |
«Игра
с мячом» |
Дети
по очереди читают стих на память и одной рукой отбивают мяч о землю. |
Отбивать
мяч нужно в ритме стихотворения. |
|
«Догонялки» («Къувалама») |
|
Дети
становятся друг за другом. Ведущий делит их на две команды и говорит: |
Во
время бега не толкаться, не сбивать друг друга. |
«Овца
убежала» (перешла) («Кой
качты!») |
Мяч |
Играющие
по жребию делятся на две партии, одна из которых представляет лошадей, а
другая - наездников. Наездники
группируют лошадей ввиде круга или четырехугольника и по данному знаку
начинают перебрасываться друг с другом мячом. Лошади ве время выкрикивают: «Кой качты! Кой качты!» или другие
аналогичные восклицания. |
Мяч
нужно бросать игроку в руки. |
«Рыба
пропала» («Батты балык!») |
Пояс |
Играющие
садятся кругом. По жребию, или уговору выбирают водящего. Он берет пояс и,
бегая с ним сзади сидящих, старается незаметно его кому – нибудь подбросить.
Подбросив пояс кому – то из детей, он кричит: «Батты балык! Батты балык!» и стремительно бежит прочь от него.
Тот игрок , которому подбросили пояс, должен его нащупать, быстро взять,
вскочить и бежать по кругу за водящим. При этом он старается коснуться его
поясом, прежде чем успеет трижды обежать вокруг всех сидящих. |
При
поиске пояса нельзя оглядываться назад. |
«Птичка» |
|
Вереница
детей держится за «матку», которая не допускает стоящего впереди нее ястреба
до того, чтоб он схватил кого – нибудь из детей. Если ястреб все – таки
изловчится и схватит кого – либо, то он спрашивает у пойманного ребенка: «Читать будешь или спать?». Если
пойманный отвечает: «Читать», ястреб
говорит: «Читай!». Пленник держит
руки ввиде раскрытой книги и говорит какую–нибудь фразу, после чего отходит в
сторону до конца игры. Если же он отвечает: «Спать», то ястреб говорит ему: «Спи!». Тот должен лечь на землю, закрыть глаза. |
|
ХОРОВОДНЫЕ
ИГРЫ Это
игры включающие в себя песню, хореографиеские движения, диалог и пантомиму.
Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую
изображают участники, передвигаясь по кругу. |
|||
«Зайчик»
(«Тавшан чик») |
Бубен,
шапочка зайчика |
Дети
становятся в круг. В середине круга – зайчик. У тебя, заинька, ножки хороши, После
танца зайчик говорит: Тот ребенок, чье имя названо, должен
сменить зайку в круге, и игра продолжается. |
Нельзя
все время или часто называть имя одного и того же ребенка, чем больше детей
учавствует, тем лучше. |
ИГРЫ НА
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ |
|||
«Игра
в ладони» |
|
Играют несколько мальчиков. Один стоит с закрытыми
глазами, а другой кладет ему на плечи или спину руки так, что одна ладонь
была обращена вверх. Остальные играющие ударяют по этой ладони. Стоящий с
закрытыми глазами мальчик должен
узнать, кто именно из играющих ударил. |
|
Литература:
Играем
вместе: игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Составитель:
Мухоморина Л.Г. – Симферополь: АнтиквА, 2005. – 184 с.