16.11.2020
Подготовка
и проведение детского утренника-дело сложное как для музыкальных руководителей,
так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют своё
участие в музыкальных занятиях, считают утренник дополнительной нагрузкой к
своей «основной» работе, не проявляют интереса к теме предстоящего утренника, к
материалу, который на нём используется, стараются свести своё участие в
утреннике к минимуму.
Воспитатель
должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети-только тогда он сможет
прочувствовать изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике.
А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные
воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а
порой у детей получается лучше). только на себе можно понять все тонкости и сложности
перестроений в танце, интонирования при пении, использования партий в оркестре.
Утренник-не
только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается
детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им
свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо
делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и
наставника недопустимо!
Задачи
стоящих на утреннике перед каждым ребёнком:
1.
Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические
движения в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону,
точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2.
Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем
встать, что взять, куда положить и др.
3.
Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов,
мимики, интонации и др.
4.
Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время
выступления других детей; что делать, если обидели, если воспитатель надел на
тебя не ту шапочку; как выразить своё возмущение, как быть внимательным и
вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5.
Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил
атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на
видео-ужас!
Воспитатель
должен не только знать все сложности каждого ребёнка, но и обязан решать на
утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.
Задачи
воспитателя
Музыкально-исполнительские:
знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего
куплета, сопровождающее движение, танцах (перестроения, оркестр (неточный ритм
у некоторых детей, распределение инструментов) ; использовать возможность
продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне,
сыграть более сложную партию в оркестре) .
Организационные:
уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр
и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную
правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить
обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые:
создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника-этому
способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями,
выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием
повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих
«встали», «прошли», «сели») -это связано с тем, что дошкольники, особенно
младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к
себе.
Коммуникативные:
общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем,
персонажами, родителями) ; общение взрослого с ребёнком-умение видеть проблемы
каждого ребёнка и уметь оказывать вовремя помощь, организация правильного
взаимодействия детей друг с другом со взрослыми, доброжелательное отношение к
каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.
Надо
признать, что проведение утренника-стресс ещё и для взрослого, особенно для
того, кто два предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных
занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителем. Наша
задача-избежать стресса.
Методика
подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-й
этап: «воспитатель как ребёнок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику).
Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети:
разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила
игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя-4 занятия, или 2 часа (это
за месяц-то). цель-понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей,
чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-й
этап: «воспитатель как ведущий» (6-7-я неделя подготовки утренника).
Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии,
руководит построениями-перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению
утренника. Цель-понять и решать организационно-сценические и коммуникативные
проблемы.
3-й
этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный
руководитель может дать новый, не связанный с проведением утренника репертуар
(чтобы праздничный репертуар не надоел детям, работа больше с подгруппами
детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника,
распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель-работа над
решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом
этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные
тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух
воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из
атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться,
где разложить «подсказки» в зале.
Если
на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время
музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения,
тогда утренник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и,
конечно же, для музыкального руководителя.
В
идеале утренник должен быть итогом двухмесячных занятий всех специалистов,
работающих с детьми данной группы-тогда это станет подлинно «кровным» делом
каждого.