Классические произведения о детях и для детей (июнь, 2020 г.)

07.06.2020

 Классические произведения о детях и для детей

Какую  музыку слушать с детьми в дошкольном образовательном учреждении,   как  заинтересоватьею малышей, ведь считается, что очень многое из всемирного классического музыкального наследия сложно для восприятия маленькими слушателями? Об этом можно долго дискутировать, выдвигая множество «за» и «против», но так и не прийти к единому мнению. Ясно одно, что знакомить подрастаю- щее поколение с музыкальными шеде- врами нужно, и чем раньше, тем лучше. Вопросу приобщения детей к музыке уделяют большое внимание не только педагоги, но и многие композиторы, ко- торые на протяжении вот уже почти трёхсот лет создают свою «детскую му- зыку». И.C. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, Р. Шуман, Ж. Бизе, К. Де- бюсси, М. Равель, П.И. Чайковский, М.П. Му- соргский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостако- вич,     А.И.  Хачатурян, Г.В.   Свиридов, Д.Д. Кабалевский, С.М. Майкапар – вот да- леко не полный список композиторов, внесших неоценимый вклад в формиро- вание мирового фонда музыки о детях и для детей.

Чем же отличается «музыка о детях» от «музыки для детей»? Этот вопрос затрагивал Б.В. Асафьев1 в своей статье «Русская музыка о детях и для детей»2. Он отмечал,  что  первая  из  них  предназначена для лучшего постижения детской натуры взрослыми (к таковой исследователь относил цикл М. П. Мусоргского «Дет- ская»). Вторая же рассказывает детям о явлениях окружающего мира простым, понятным ребёнку языком, описывает детские интересы, игры, мечты. К по- следней Б.В. Асафьев относил следую- щие произведения П.И. Чайковского:

«Детский альбом», «16 песен для детей», балет «Щелкунчик». Отдельно стоит упо- мянуть о музыке, созданной для детского исполнения. Именно она как нельзя лучше подходит для восприятия малы- шами и введения их в мир классической музыки. Как правило, это небольшие пьесы, доступные для юных музыкантов технически и образно-эмоционально. Первым подобным циклом стала «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (1725 г.), в которую входили пьесы разной степени трудности для обучения детей игре на инструменте3. Основу составляли по- пулярные в то время танцы, марши и песни (арии), способные пробудить в учениках интерес к исполняемой пьесе, понять её характер и настроение. Очень много подобных пьес написано вен- скими классиками Й. Гайдном, В.А. Мо- цартом, Л. Бетховеном и их современ- никами.

Большую роль в развитии «детской музыки» внесли созданные более ста лет спустя циклы Роберта Шумана «Детские сцены» (1838–1839 гг.) и «Альбом для юношества» (1848 г.). В них композитор сумел передать всю трогательность и хрупкость детского мира с его тревогами и пере- живаниями, радостями и мечтами. В небольших зарисовках, как в калейдоскопе, сменяются раз- нообразные настроения и образы, намёк на которые композитор даёт в программных заголовках к пьесам.

Вслед за Р. Шуманом многие композиторы обратились в своём творчестве к «детской теме», со- чинив свои циклы пьес. Как правило, они создавались либо для собственных детей, либо для младшего поколения родственников и знакомых, либо для юных учеников. Но их объединяет ряд общих черт:

–       программность;

–       миниатюрность пьес;

–       контрастность настроений;

–       техническая и образно-эмоциональная до- ступность детям;

–       стремление композитора передать в музыке детский взгляд на мир.

Среди наиболее известных и интересных дет- ских музыкальных циклов, созданных в Европе, хочется упомянуть циклы, приведённые ниже (по- мимо фамилии композитора и названия цикла указываются номер опуса, год создания и пьесы, входящие в цикл).

Р. Шуман. Детские сцены (ор. 15, 1838–1839 гг.)

1.      О чужих краях и людях

2.      Странная история

3.      Игра в жмурки

4.      Просящий ребёнок

5.      Полное счастье

6.      Важное событие

7.      Грёзы

8.      У камина

9.      Верхом на палочке

10.    Не слишком ли серьёзно

11.    Пуганье

12.    Засыпающий ребёнок

13.    Говорит поэт

Р. Шуман. Альбом для юношества (ор. 68, 1848 г.)

Цикл включает 43 пьесы, разделённые на два раздела: для младшего и старшего возраста4

Ж. Бизе. Детские игры (ор. 22, 1871 г.)

1.      Качели (Мечты)

2.      Волчок (Экспромт)

3.      Кукла (Колыбельная)

4.      Деревянные лошадки (Скерцо)

5.      Волан (Фантазия)

6.      Труба и барабан (Марш)

7.      Мыльные пузыри (Рондино)

8.      Четыре угла (Эскиз)

9.      Жмурки (Ноктюрн)

10.    Чехарда (Каприс)

 

4 Пьесы данного цикла не нуждаются в дополнительном перечислении, так как входят во все основные учебные про- граммы как дошкольных, так и школьных учреждений.

 

11.    Маленький Муж, Малышка Жена (Дуэт)

12.    Бал (Галоп)

Г. Форе. Сюита «Долли» (ор. 56, 1893–1896 гг.)

1.      Колыбельная

2.      Мяу

3.      Сад Долли

4.      Китти-вальс

5.      Нежность

6.      Каприччио/Падеспань

К. Дебюсси. Детский уголок (L. 113,1906 г.)

1.      Doctor Gradus ad Parnassum

2.      Колыбельная Джимбо

3.      Серенада кукле

4.      Снег танцует

5.      Маленький пастух

6.      Кукольный кэк-уок

Л. Вьерн. Детские силуэты (ор. 43, 1916 г.)

1.      Вальс

2.      Шансон

3.      Дивертисмент

4.      Баркарола

5.      Гавот       в       старинном       стиле

Начиная со второй половины XIX века, в нашей стране создавались не менее значительные про- изведения, вошедшие впоследствии в мировую детскую музыкальную классику. Особенно плодотворным в этом отношении оказался советский период, когда детское музыкальное образование было поднято на необычайно высокий профессиональный уровень. Перечислим лишь некото- рые из детских циклов.

А. Лядов. Бирюльки (ор. 2, 1876 г.) 14 пьес для фортепиано5

П. Чайковский. Детский альбом (ор. 39, 1878 г.) 24 пьесы для фортепиано6

В. Ребиков. Силуэты (ор. 31, 1906 г.)

1.      Дети катаются на коньках

2.      Бродячие музыканты

3.      Мама у колыбели

4.      Игра в солдатики

5.      Вечер на лугу

6.      Фея

7.      Девочка баюкает свою куклу

8.      Пастух на дудочке играет

9.      Колдунья в лесу

В. Ребиков. Игрушки на ёлке (без опуса, 1914 г.)

1.      Дети вокруг ёлки

2.      Танцующий гном

3.      Музыкальный ящик

4.      Медведь

5.      Кукла в сарафане

6.      Юноша

7.      Деревянная лошадка

 

5 Пьесы не имеют программных подзаголовков, но по стилю очень напоминают фортепианные циклы Р. Шумана.

6 Перечисление пьес этого знаменитого цикла в данном случае не представляется уместным.

 8.     Оловянные солдатики

9.      Паяц

10.    Волчок

11.    Севрская статуэтка

12.    Пряник «Макс и Мориц»

13.    Китайская фигурка

14.    Пряник «Танцующий крестьянин»

А. Гречанинов. Детский альбом (соч. 98, 1923 г.)

1.      Маленькая сказка

2.      В лагере

3.      Марш

4.      В разлуке

5.      Верхом на лошадке

6.      На лужайке

7.      Недовольство

8.      Скучный рассказ

9.      Колыбельная

10.    Танец

11.    Необычное происшествие

12.    Этюд

13.    Мазурка

14.    Протяжная песня

15.    Вальс

С. Майкапар. Бирюльки (цикл из шести тет- радей) (соч. 28, 1925–1926 гг.)

1.      В садике

2.      Сиротка

3.      Пастушок

4.      Осенью

5.      Вальс

6.      Тревожная минута

7.      Полька

8.      Мимолётное видение

9.      Маленький командир

10.    Сказочка

11.    Менуэт

12.    Мотылёк

13.    Музыкальная шкатулочка

14.    Похоронный марш

15.    Колыбельная

16.    Песнь моряков

17.    Легенда

18.    Прелюдия и фугетта

19.    Эхо в горах

20.    Гавот

21.    Весною

22.    Семимильные сапоги

23.    На катке

24.    Облака плывут

25.    Романс

26.    Всадник в лесу

А. Гречанинов. День ребёнка (соч. 190)

1.      Прелюдия

2.      Все за работой

3.      Моя лошадка

4.      Сломанная игрушка

5.      Папа и мамаХочу такой сайт

6.      В гостях у бабушки

 

7.      Бабушкин вальс

8.      Весёлый путь домой

9.      Нянюшкина сказка

10.    Дитя засыпает

С. Прокофьев. Детская музыка (ор. 65, 1935 г.)

1.      Утро

2.      Прогулка

3.      Сказочка

4.      Тарантелла

5.      Раскаяние

6.      Вальс

7.      Шествие кузнечиков

8.      Дождь и радуга

9.      Пятнашки

10.    Марш

11.    Вечер

12.    Ходит месяц над лугами

А. Хачатурян. Детский альбом (в двух тетрадях) (1926–1947 гг.)

1.      Андантино

2.      Сегодня запрещено гулять

3.      Лядо серьёзно заболел

4.      В день рождения

5.      Этюд

6.      Музыкальная картина

7.      Конница

8.      Инвенция («Адажио» из балета «Гаянэ»)

9.      Подражание народному

10.    Фуга

11.    Скакалка

12.    Вечерняя сказка

13.    Восточный танец

14.    Барсик на качелях

15.    Игра на бубне

16.    Две смешные тётеньки поссорились

17.    Траурное шествие

18.    Ритмическая гимнастика

19.    Токката

20.    Фуга

Д. Шостакович. Детская тетрадь (ор. 69, 1944–1945 гг.)

1.      Марш

2.      Вальс

3.      Медведь

4.      Весёлая сказка

5.      Грустная сказка

6.      Заводная кукла

7.      День рождения

Г. Свиридов. Альбом пьес для детей (1948 г.)

1.      Колыбельная песенка

2.      Попрыгунья

3.      Ласковая просьба

4.      Упрямец

5.      Звонили звоны (Русская народная песня)

6.      Музыкальный ящик

7.      Старинный танец

8.      Перед сном

9.      Парень с гармошкой

 

10.    Весёлый марш

11.    Колдун

12.    Грустная песня

13.    Маленькая токката

14.    Зима

15.    Дождик

16.    Марш на тему Глинки

17.    Музыкальный момент

Д. Шостакович. Семь танцев кукол (1952 г.)

1.      Лирический вальс

2.      Гавот

3.      Романс

4.      Полька

5.      Вальс-шутка

6.      Шарманка

7.      Танец

Д. Кабалевский. 35 лёгких пьес7 (соч. 89, 1974 г.)

1.      Первая пьеса

2.      Первый этюд

3.      Тихая песня

4.      На переменке

5.      Первый вальс

6.      Чемпион по прыжкам

7.      Свет и тень

8.      Ёжик

9.      Песенка в октаву

10.    Резвушка

11.    Плакса

12.    Злюка

13.    Ласковая песенка

14.    Утренняя песенка

15.    Трубач и эхо

16.    Вечерняя песенка

17.    Скакалочка

18.    На льду

19.    Хромой козлик

20.    Труба и барабан

21.    Маленький жонглёр

22.    Марш

23.    Смелая песня

24.    Маленькая арфистка

25.    Частушка

26.    Весёлый наигрыш

27.    Упрямый братишка

28.    Танец Буратино

29.    Мелодия

30.    Боевая песенка

31.    Зайчик дразнит медвежонка

32.    Танец молодого бегемота

33.    Почти вальс

34.    Грустный дождик

35.    У воды

 

7 В творчестве Д. Б. Кабалевского «детская музыка» занимает особое место. Помимо вышеупомянутого цикла, композитор написал ещё множество сборников детских пьес (соч. 3, соч. 27, соч. 30, соч. 39, соч. 40, соч. 51, соч. 60 и др.), песен для детей, а кроме того, ряд статей, посвящённых музыкальной педагогике.

 Конечно, приведённый список не является исчерпывающим, но он помогает составить пред- ставление о богатстве и разнообразии «детской музыки», которую можно активно использовать на занятиях по слушанию музыки в дошкольных учреждениях, не ограничиваясь двумя-тремя общеизвестными циклами. Компоновка пьес и вы- бор композиторских школ может зависеть от по- ставленных педагогом задач. Приведём лишь некоторые из них:

–       знакомство с музыкальными жанрами (марш, танец, песня);

–       развитие эмоциональной сферы детей (сопоставление пьес различных характеров);

–       развитие образного мышления, которое может охватывать различные сферы жизни ребёнка (игровая деятельность – пьесы об играх и игрушках; прогулка – зарисовки природы; знакомство со сказочными персонажами; пьесы о животных и т. п.). Помимо музыки, предназначенной для испол- нения детьми, композиторы создавали произведения для юных слушателей. Конечно, в рамках музыкальных занятий сложно охватить крупные жанры, объёмные циклы, но познакомить с отдельными, наиболее известными номерами из опер, балетов, симфонических произведений, фортепианных и вокальных циклов, а также с их сюжетами, вполне осуществимо. Перечислим некоторые из них.

•        Й. Гайдн. Детская симфония игрушек8

•        К. Сен-Санс. Сюита для инструментального ансамбля «Карнавал животных»9

•        М. Равель. Сюита для оркестра (и/или для ф-но в 4 руки) «Моя матушка Гусыня»; детская опера- балет «Дитя и волшебство»

•        Б. Бриттен. Детские оперы «Давайте ставить оперу», «Ноев ковчег»

•        М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

•        П.И. Чайковский. Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица»

•        М.П. Мусоргский. Фортепианный цикл «Картинки с выставки»10; вокальный цикл «Детская»

8 Шуточное камерное произведение, в партитуре которого используются игрушечные музыкальные инструменты: кукушка, барабан, трещотка, труба и треугольник. Авторство Гайдна современные исследователи оспаривают, приписывая произведение перу Лепопольда Моцарта.

9 Цикл «Карнавал животных» изначально не был задуман композитором как детское произведение. Однако его яркая образность, юмор, обилие и разнообразие красок давно обеспечили творению Сен-Санса любовь детской аудитории.

10 Мусоргский не писал свой цикл «Картинки с выставки» для детей, произведение создавалось в память о друге композитора – художнике Викторе Гартмане. Однако некоторые пьесы этого цикла («Баба Яга», «Гном», «Балет невылупившихся птенцов») настолько поражают детское воображение, что без них репертуарный перечень был бы неполным.

 •       Ц.А. Кюи. Детские оперы «Снежный богатырь»,

«Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Иванушка-дурачок»

•        Н.В. Лысенко. Детские оперы «Коза-дереза»,«Пан Котский», «Зима и Весна, или Снежная Ко- ролева»

•        Н.А. Римский-Корсаков. Оперы «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой пету- шок», симфоническая картина «Шехерезада»11

•        А.Т. Гречанинов. Детская опера «Ёлочкин сон»

•        В.И. Ребиков. Балет «Белоснежка», детская опера «Ёлка»

•        С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»; цикл из 4-х камерных пьес для фортепиано «Сказки старой бабушки»; музыка к сказке

«Гадкий утёнок»; балет «Золушка», опера «Любовь к трём апельсинам»

•        М.И. Красев. Детские оперы «Маша и медведь», «Теремок», «Павлиний хвост», «Топтыгин и лиса», «Несмеяна-царевна», «Морозко» и др.

•        Р.К. Щедрин. Балет «Конёк-горбунок»

•        К.С. Хачатурян. Балет «Чиполлино»

•        И.В. Морозов. Балет «Доктор Айболит», опера«Золотой ключик»

•        М.В. Коваль. Детская опера «Волк и семеро козлят»

•        Б.И. Тищенко. Балет «Муха-цокотуха», опера «Краденое солнце», оперетта «Тараканище» и др.

11 Не являясь собственно музыкой для детей, отдельные номера этих сказочных опер прекрасно дополняют детский репертуар для слушания, обогащая его новыми образами и красками.

 Так какой же музыке отдать предпочтение на занятиях в дошкольных образовательных учреж- дениях? Надо ли сосредотачиваться только на «детской музыке», ведь существует много прекрасных произведений, не относящихся к данной категории? Конечно, знакомить дошкольников желательно с разной классикой, задействуя не только музыкальные занятия, но и, по возможности, режимные моменты. Однако начинать знакомство с музыкальной культурой стоит всё же с миниатюр, написанных специально для детской аудитории. Что это даёт? Во-первых, малыши в силу возрастных особенностей ещё не могут воспринимать длинные произведения, да и времени на занятии для этого недостаточно. Во-вторых, детям поначалу лучше слушать музыку с конкретным, понятным для них сюжетом, то есть содержащую определённую программу. Именно это и отличает большую часть произведений «детской музыки». Кроме того, научившись соотносить классические пьесы с конкретными явлениями окружающего мира, дошкольники начинают воспринимать музыку уже не как нечто абстрактное и непонятное, а напротив, как живую речь, яркую и образную, только выраженную не в словах, а в звуках. А это есть наивысшая цель занятий по слуша- нию музыки. Именно с этого начинается формирование у детей основ музыкальной культуры

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».