07.11.2019
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Развитие речи.
ТЕМА: «Осень в лесу».
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать и
активизировать словарь по лексической теме “Осень в лесу”.
- Развивать грамматический строй речи.
-Формировать навыки связного последовательного и полного
пересказа
передачи
содержания.
-Закрепить употребление в речи детей прилагательных, согласуя их с
существительными.
Развивающие:
- Развивать
познавательные процессы: внимание, восприятие, память и мышление.
- Развивать навык
самоконтроля.
-Развивать диалогическую и монологическую речь и ее
интонационную выразительность;
- Формирование способности к речевому творчеству у
детей через музыкально-театрально-игровую деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать
любовь и бережное отношение к окружающей
природе, умение видеть ее красоту.
Оборудование и
средства:
-Презентация
рассказа «Осень в лесу» И.С.Соколов- Микитов
- Аудиозапись «Осенняя песня» П.И.Чайковский
- Аудиозапись
“Шум дождя”, “Танец стрекозы ”
-Шаблоны-листья
на каждого ребенка
- Цветные карандаши
- «Волшебный»
осенний листок
- Костюмы для
детей - стрекоза, муравей, 2 сороки
-Атрибуты к басне
- цветы, осенние листья, домик, корзина с яблоками
Предварительная
работа:
-Рассматривание иллюстраций по теме «Осень».
-Наблюдения в окружающей природе.
-Разучивание
стихотворений.
-Чтение рассказов
И. Соколова-Микитова “Осень в лесу”, “Осень”.
-Загадывание и отгадывание загадок по теме “Осень”.
-Прослушивание аудиозаписей “Шум дождя” и “Танец стрекозы»
-Разучивание
басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей» по ролям.
-Изготовление
костюмов - стрекоза, муравей, 2 стрекозы.
Ход: «Приветствие»релаксационное упражнение
Здравствуй друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
Загадка: Пришла без красок и без
кисти
И перекрасила все
листья. (осень)
А сейчас мы с вами поиграем в шуточные загадки:
В каком сорте
яблок спрятался Антон? (в антоновке)
В каком овоще квакает лягушка? (ты - ква)
В каком овоще каркает ворона? (кар - тофель)
Назовите овощ, из которого можно стрелять? (лук)
Какая часть двери есть в картофеле? (глазок)
Загадка: Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Сегодня ветер дует с самого утра.
Встретила я его по дороге в детский сад и он
подарил волшебный листок.
Лист осенний и волшебный
Будет с вами он играть.
К кому притронется,
Тот и будет отвечать.
Игра «Что за чем -
что перед чем!» ( В кругу).
Какое сейчас время года? (осень).
Осень, а за ней …(зима).
Осень, а перед ней …(лето).
Сентябрь, а за ним …(октябрь).
Октябрь, а перед ним …(сентябрь).
Октябрь, а за ним …(ноябрь).
Сентябрь,
октябрь, ноябрь это …(осенние месяцы).
Слова поссорились друг с
другом, давайте их подружим.
Игра «Друзья». Осень,
пора – осенняя пора
Осень, небо – осеннее небо Осень, ветер – осенний
ветер
Осень, солнце – осеннее солнце Осень, лес – осенний лес
Осень, аллея – осеняя аллея Осень, вечер – осенний
вечер
Осень пальто – осеннее пальто Осень, сапоги – осенние сапоги
Осень, погода –
осеняя погода Золото, осень
– золотая осень
Осень, день –
осенний день Осень,
лист – осенние листочки
Осень - очень красивое время года. Композиторы
сочиняли музыку об этом времени года, а поэты и писатели свое отношение к осени
выражали через слово.
Чтение стихотворений детьми А.С.Пушкин
«Унылая пора! Очей очарованье!»
А.Н.Плещеев
«Осень наступила» Н.И.Сладков «Эхо
лесное».
Чтение и показ слайдов по рассказу Ивана
Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу».
Давайте
проверим, готовы мы смотреть и слушать?
Глазки готовы? (гимнастика для глаз – анимация-Листопад). Смотрите
на экран, послушайте, запоминайте.
После
знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По
опушкам лесов ещё растут разные грибы. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие
опёнки.
В болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем
лесных полянах краснеют гроздья рябины.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В эти осенние дни многие
птицы готовятся к отлёту. В дальний
путь отправляются дикие гуси. Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый
зверёк в наших лесах — шустрые белки. Поздней осенью переменят белки свои рыжие
платьица на серые зимние шубки.
В ясные осенние дни не скучает хлопотливый
труженик лесной ёж. Ночью и днём таскает
в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох —
стелет зимнюю постель. В погожие тихие дни летает над землёй липкая паутина.
Вопросы по содержанию рассказа.
Предлагаю разложить картинки последовательно
по содержанию рассказа.
Пересказ рассказа по картинкам.
Физминутка: «Золотая осень к нам идет».
Загадка:
Листья
жёлтые кружатся,
Наземь ковриком
ложатся.
Жёлтых
листьев хоровод
Осенью
случается.
Танец этот
— каждый год.
Как он
называется? (Листопад)
Упражнение на дыхание «Листопад».
Скороговорка «Под ногами
в листопад листья желтые шуршат» – проговаривание слов громко, шепотом, медленно, быстро, очень
быстро.
Игра «Повтори и договори».
Какая погода бывает осенью?
Если идет дождь – погода дождливая.
Если холодно – погода холодная.
Если пасмурно – погода пасмурная.
Если сыро – погода сырая.
Если хмуро – погода хмурая.
Если солнечно – погода солнечная.
Если ветрено – погода ветреная.
Пословицы и поговорки.
1. В сентябре лето кончается, осень начинается.
2. В ноябре зима с осенью борется.
Вот в такое время и произошла вот такая история:
Театрализация басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». (выходят 2 ребенка)
1 .Мы спектакль свой начинаем –
«Стрекоза и муравей».
В
сказку - басню приглашаем
Всех:
и взрослых, и детей.
2.
Сочинил её когда-то
Добрый
дедушка Крылов.
А
сегодня мы, ребята,
Вспомним
басню эту вновь.
«Стрекоза и Муравей».
(«вылетают»
2 сороки; стрекоза танцует) - аудиозапись «Танец стрекозы»
1сорока:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза. – аудиозапись «Дождь»
2сорока: Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
1.Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
2.Стрекоза уж не поет:
1.И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
2.Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Стрекоза:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
Муравей:
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
- Говорит ей Муравей.
Стрекоза:
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
Муравей:
«А, так ты...» —
Стрекоза:
«Я без души
Лето целое всё пела».—
Муравей:
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Стрекоза: Ой, пришла беда
моя!
Ведь,
зимой погибну я (плачет).
Муравей: Летом все зверье трудилось,
Ты
же только веселилась…
Стрекоза: Вы, пожалуйста, простите,
В
новый дом меня пустите.
Буду
печку я топить, буду воду я носить.
Поняла
я всё, друзья,
Мне
без вас прожить нельзя!
Муравей: Что, простим, её, друзья?
Все: Простим!
Стрекоза: Спасибо вам мои
друзья!
Вы
не оставили меня.
Как
хорошо нам вместе быть,
Играть,
трудиться и дружить.
Муравей: Простим и угостим!
Но
все ж запомни мой наказ –
Делу
время – потехе час! (выносит в корзине яблоки для всех детей).
Итог: О каком времени года мы говорили?
Кто
написал красивые стихи об осени?
А
рассказ «Осень в лесу»?
Чью
музыку мы слушали?
-Что
вам запомнилось?
-Как
вы работали? На кленовом листочке нарисуйте себе смайлик для себя и для гостей. Музыка « Закружила
осень золотая».