10.06.2019
Конспект комплексной организационной
образовательной деятельности по реализации образовательных областей
«Познавательное и художественно – эстетическое развитие» в старшей группе
«Солнышко»
НОД: ФЭМП, Тема: «В стране волшебных палочек»
Программное содержание:
Образовательные
задачи:
Закрепить знание цифр, упражнять счёт в пределах 10 в
прямом и обратном порядке, количественном и порядковом счете.
Закрепить умение называть цифры «соседи».
Закрепить знания о составе чисел в пределах 5 из двух
меньших чисел.
Закрепить знания о последовательности дней недели,
времён года, частей суток. Закрепить умение сравнивать 2 множества предметов,
используя знаки больше, меньше, равно.
Закрепить умение ориентироваться на плоскости, различать
геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, зрительного восприятия; развивать творческое воображение, фантазию. Развивать моторику руки, координацию движений. Учить театрализации знакомого произведения. Создание положительного эмоционального фона. Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Воспитательные
задачи:
Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять
её самостоятельно, взаимопомощь,
доброжелательность; усидчивость, интерес
к математическим занятиям.
Предварительная
работа: игры со счетными палочками;
дидактические игры «Найди соседей», «Состав числа», «Что лишнее», «Сравнение»;
разучивание сказки «Козленок который научился считать до десяти» по ролям.
Оборудование:
магнитная
доска, декорации к театрализации сказки, обручи, музыка.
Демонстрационный
материал: геометрические
фигуры, цифры, карточки к дидактическим играм.
Раздаточный материал: счетные палочки на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, карточки с числовыми домиками, цифры от 1 до 10.
Ход образовательной деятельности:
Дети становятся в
круг.
В круг
широкий, вижу я,
Встали все
мои друзья.
Мы сейчас
пойдем направо,
А теперь
пойдем налево,
В центре
круга соберемся,
И на место
все вернемся.
Улыбнемся,
подмигнем,
И опять
играть начнем.
Разминка- вопросы:
День, который наступил – называется…
Какой сегодня день недели?
День, который уже закончился …
Какой был
вчера день недели?
А день, который
ещё только будет – …
Какой будет
завтра день недели?
Какая по счету в неделе - пятница?
Сколько дней в одной неделе?
Назовите дни недели.
Какие
времена года знаете?
Какое сейчас время года?
Назовите месяца весны.
Сколько пальцев на одной руке?
Сколько раз в году бывает день рождения?
А сколько тебе лет будет через год?
Сколько углов в треугольнике?
Сколько лапок у двух котов?
Сколько спинок у трех свинок?
Сколько животиков у пяти бегемотиков?
Д/и «Скажи
наоборот». Длинный –
короткий; Большой – маленький;
Высокий – низкий; Широкий – узкий; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева –справа; Снаружи –внутри; Сильный - слабый; Быстро - медленно.
- В названиях каких сказок есть цифра? «3 медведя», «3 поросенка», «Волк и 7 козлят»,
«Белоснежка и 7 гномов», « 12 месяцев»,
«Козленок, который умел считать до 10».
Ведущий: Жил- был очень милый и добрый Козленок. Любил он играть на лужайке зеленой, ему было все интересно вокруг.
Козленок: Какая
большая кочка! А на ней много цветочков!
Ведущий:
Сколько?
Козленок: Наверное, сто…. или пять…. Не
знаю, ведь я не умею считать.
Ведущий:
Совсем не умеешь?
Козленок: Нет, честное
слово! Но я очень хочу научиться считать.
Ведущий: Ребята, научим Козленка считать?
Д/и «Цифры,
стройся» - прямой и обратный счет от
любого числа.
- Мы
приглашаем Козленка в
чудесную страну Волшебной
палочки.
- Что у меня в руках? Коробочка.
Что в ней лежит?
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
Чтобы быстро
посчитать,
Чтобы
сложить картинку,
Очень нам
они нужны,
И для счета
и игры!
*
Игра: «Мы — счетные палочки»
Предлагаю детям поиграть, но начать игру с
превращения: «Мы с вами — счетные палочки. Будем ровненько стоять, прижав руки,
как палочки в коробке. Когда я вас рассыплю, нужно разбегаться (но руки держать
прижатыми). Затем я буду давать команду, по сколько палочек вместе
складываться».
Игра начинается, «собираю» палочки по 1, 2, 3, 4, 5.
Д/и. «Соседи числа» - разложить пропущенные цифры в числовых домиках.
Пальчиковая гимнастика:
Можешь пальцы посчитать?
Один, два, три, четыре, пять.
На другой руке опять:
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук —
Вот твое богатство, друг.
Игра
«Что лишнее?»
- какие геометрические фигуры вы видите? Как вы считаете, какая фигура лишняя?
По цвету, размеру, форме.
-Ребята, вы
знаете, что геометрические фигуры
можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их
можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько.
-Теперь внимательно рассмотрите карточку и точно скажите, как расположены
фигуры на этой карточке, запомните.
По памяти
дети выкладывают из палочек геометрические фигуры и располагают их по образцу,
затем проверяем правильность выполнения задания.
- Как называется фигура? Где находиться прямоугольник?
- Где находится ромб?
- Какая фигура находится в правом верхнем углу? - треугольник.
- Где находится квадрат?
-Где
находится трапеция?
Сколько углов у фигур? Как можно назвать все фигуры одним словом? Четырехугольники.
Дидактическая игра «Сравнение»- Сравнить количество предметов и поставить знаки <>, =. из счетных палочек.
Физ минутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем
рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл (бег на
месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на
месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
Игра «Состав числа». Ребята, смотрите, какие интересные у вас домики. На каждом доме стоит номер, а в каждом окошке живет цифра. Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 2,3,4 или 5. Давайте начнем с самого верхнего этажа.
Игра «Придумай фигуру».
Предложить детям подумать и выложить свою фигуру, а я угадываю, что за фигуру они сделали.
-Выкладывание из палочек букв - первая буква имени, и цифры - сколько лет, а сколько лет будет через год.
-Ребята, вы научили Козленка играть с палочками, цифрами, научили считать до 10. Теперь он может сосчитать и цветочки на кочке. Козленок считает цветы, их 10.
-Вы сегодня играли со счетными палочками и сами ими
были, давайте снова в них превратимся. Вот все счетные палочки наигрались, я их
в коробку сложила. Теперь все палочки лежат спокойно, им тепло, уютно.
-Ребята, что мы сегодня делали? Выкладывали из палочек геометрические фигуры, считали палочки, рисовали палочками, называли картинки. Вам понравилось играть с палочками? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Физ минутка «Как живешь? Вот так!»
-Из какой сказки пришел к нам козленок? Правильно, из сказки «Козленок, который научился считать до десяти». Я предлагаю вам вспомнить эту сказку и поиграть в нее. Кто-то из вас будет героями сказки, а кто-то зрителями.
Проводится театрализованная игра по
мотивам сказки.
Сказка «ПРО КОЗЛЕНКА, КОТОРЫЙ научился СЧИТАТЬ ДО 10»
Ведущий: Жил-был маленький Козленок, которого дети научили считать до десяти. Как-то раз подошел он к озерцу и вдруг увидел свое отражение в воде. Он остановился как вкопанный и долго разглядывал самого себя.
Под музыку выбегает Козленок, танцует, кружится,
подбегает к «озеру», смотрит на свое отражение.
Козленок: Один-это
я!
Теленок: Что
это ты делаешь?
Козленок: Я
сосчитал сам себя. Хочешь, я и тебя сосчитаю?
Теленок (нерешительно): Му -у, если это не больно, тогда сосчитай.
Козленок: Это
совсем не больно. Только ты не шевелись, а то я считать не смогу.
Теленок: Ой,
что ты! Я очень боюсь. И моя мама, наверное, не разрешит.
Теленок пятится назад, а Козленок за ним скачет.
Козленок: Я-
это один, ты –это два. Один, два! Ме-е-е!
Теленок (жалобно): Ма-ма!
Под музыку выходит Корова.
Корова: Му-у!
Ты чего ревешь?
Теленок: Козленок
меня считает!
Корова (сердито): Считает? А что это такое?
Козленок: Меня
ребята научили считать до десяти. Вот, послушайте: один – это я, два – это
Теленок, три – это Корова. Один, два, три!
Теленок: Ой,
он и тебя сосчитал!
Корова: Что
– о?! Я тебе покажу, как смеяться над нами! А ну-ка, Теленочек, зададим ему
перцу!
Под музыку Корова и Теленок начинают гоняться за
Козленком. Тот, очень напуганный, убегает. Появляется Бык. Он «замечает»
Корову, Теленка и Козленка и идет им навстречу.
Бык: Почему
вы гонитесь за этим куцехвостым малышом?
Теленок: А
он нас считает!
Корова: Но
мы его поймаем!
Козленок: Один
– это я , два – это Теленок, три – это Корова, четыре – это Бык. Один, два,
три, четыре!
Теленок (ноет): Ой, он и тебя сосчитал!
Бык (грозно): Ну,
это ему даром не пройдет!
Под музыку все гонятся за Козленком. В это время в
зале появляется Конь, не спеша идет «по обочине», жует траву.
Конь: Что
это за спешка?
Корова: Мы
гонимся за Козленком!
Теленок: Он
нас считает!
Бык: А ему
никто не давал такого права. Уф – ф!
Конь (заинтересованно): А как же он это делает?
Козленок: Очень
просто! Вот так! Один – это я, два – это Теленок, три – это Корова, четыре –
это Бык, пять – это Конь. Один, два, три, четыре, пять!
Теленок: Ой,
он и тебя сосчитал!
Конь: Да как
он посмел? Ну, погоди же!
Под музыку все гонятся за Козленком. «Просыпается»
Свинья, она встает, потягивается и все персонажи останавливаются около нее.
Свинья: Хрю-хрю-хрю!
Куда это вы все бежите?
Корова: Мы
гонимся за Козленком!
Теленок: Он
нас считает!
Бык: А ему…
Уф…ф… Никто не давал такого права!
Конь: Но мы
ему покажем!
Свинья: А
как это он считает?
Козленок: Очень
просто! Один – это я, два – это Теленок, три – это Корова, четыре – это Бык,
пять – это Конь, шесть – это Свинья. Один, два, три, четыре, пять, шесть.
Теленок (всхлипывая): Ой, он и тебя сосчитал!
Свинья: Ну,
он за это поплатится!
Под музыку все бегут за Козленком. В это время
появляется кораблик. Около него встают Петух, Пес, Баран и Кот.
Петух: Стойте!
Остановитесь!
Все персонажи «забираются» в кораблик.
Петух: Помогите!
Кукареку! На помощь! Парусник тонет!
Баран: И все
мы утонем сейчас!
Свинья:
Спасите!
Теленок: Мне
страшно!
Конь:
Неужели никто нам уже не поможет?
Пес: Кто из
вас умеет считать?
Козленок: Я
умею.
Кот: Тогда
пересчитай нас всех поскорее! Парусник может выдержать только десять
пассажиров!
Все хором: Скорее
считай, скорее!
Козленок: Не
надо бояться! Замрите, друзья! Я всех сосчитаю! Один – это я, два – это
Теленок, три – это Корова, четыре – это Бык, пять – это Конь, шесть – это
Свинья, семь – это Кот, восемь – это Пес, девять – это Баран, десять – это
Петух. Один, два, три, четыре, пять,
шесть, семь, восемь, девять, десять!
Петух: Мы
все спасены!
Теленок: Так
вот для чего цифры в мире нужны!
Бык: Да
здравствуют цифры!
Конь:
Козленку – Ура!
Все: Ура!
Ура Козленку!
Ведущий: Потом пассажиры переправились на другой берег. А
Козленок так и остался на корабле. Он теперь работает там контролером и всегда
стоит у корабля и пересчитывает пассажиров.
Под музыку персонажи кланяются и уходят.
-Вот видите, как важно уметь считать.
-Наше путешествие
закончилось, но мы обязательно еще не раз вернемся в волшебную страну под
названием МАТЕМАТИКА.
Дети: Мы хотим вам на прощанье всем
здоровья пожелать.
До свиданья, до свиданья, приходите к нам
опять!