20.05.2019
Комплексное НОДпоподготовки к обучению грамоте и ФЭМП
«По сказочным тропинкам
с Красной Шапочкойв гости к бабушке»
Цель:комплексное развитие математической и речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задачи условия, вопрос, ответ.
Совершенствовать навыки счета со сменой его основания.
Закрепление навыковколичественного, порядкового, обратного счёта в пределах20
совершенствовать знания последовательности дней недели.
Совершенствовать умение измерять длину с помощью линейки.
обобщать полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях;
Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически.
Развивающие:
развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
развивать мелкую моторику, познавательные процессы;
развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, находчивость, память;
Развитие связной речи, наблюдательности, познавательного интереса, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
Развитие внимания, памяти, логического мышления;
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Воспитывать интерес к познавательно-речевому развитию.
Воспитание стремления оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Воспитывать речевое внимание
Образовательные области:
познавательно-речевое развитие,речевое развитие,
социально – коммуникативная.
Материалы:мяч;кассы с цифрами и арифметическими знаками, карточки со схемами пути от дома до школы,два полу круга и круг,геометрические фигуры,карточки с алфавитом,красный карандаш (на каждого ребенка); ноутбук, телевизор.
Ходобразовательной деятельности:
Воспитатель:Ребята, хотите отправиться в сказочное путешествие? (да).
- Но отправиться туда можно только при одном условии, если вы ответите на вопросы. Согласны? (да)
- Ну, тогда слушайте: Какое сейчас время года (весна). Назовите весенние месяцы (март,апрель,май).
Воспитатель:Пришла весна. Солнце светит ярче и пригревает. Таит снег, зажурчали ручейки и побежали друг за другом.
Игровое упражнение «Передаймяч».
Дети строяться в колонну и передают мяч над головой назад и одновременно назвать числа по порядку, начиная от 1 до 20, а затем передать мяч в обратном направлении, одновременно называя числа в обратном порядке от 20 до 1.
Воспитатель:Бегут ручейки догоняют друг друга, и бегут парами, чтобы образовать озеро.
Игровое упражнение «Ручеек».
Дети разбиваются на пары. Каждая пара берется за руки, встает друг за другом, одновременно называет полученное число, считая двойками (2, 4, 6 и т. д. до 20), и поднимает руки вверх. Последняя пара одновременно называет число и считает двойками в обратном порядке ( 20,18,16 и т.д. до2) проходит через весь ручеек и встают в круг образуя озеро.
Воспитатель: Молодцы. Продолжаем дальше:
• Что сейчас утро или день?
• Что наступает после вечера?
Сколько месяцев в году
• Сколько дней в неделе?
• Назовите дни недели.
• Какой сегодня день?
• Какой день идет за пятницей?
Назовите соседей среды,
Назови число следующее за числом 10,
Назови число предыдущее числу 17.
• Назовите арифметические знаки, которые вы знаете (>, <, +, -, =)
Воспитатель: Молодцы, теперь можно и в сказку отправляться, а в какую, узнаете, отгадав загадку:
Маленькая девочка
Весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзинку
С пирожками ей.
Воспитатель:Как называется сказка, в которую мы отправимся в путешествие?
-Правильно, Красная Шапочка, а написал её замечательный французский сказочник Шарль Перро.
- Ребята, мы с вами оказались на опушке леса, где живет Красная Шапочка.Вышла Красная Шапочка из дома и отправилась по лесной дороге.
(В группу входит Красная Шапочка с корзинкой)
Здравствуйте ребята ! Ребята,мне надоидти к бабушке, но в лесу живет злой волк, который может меня обидеть.
Воспитатель:Поможем Красной Шапочке подружиться с волком иидти вместе к бабушке? (да) Тогда отправляемся в путь с Красной Шапочкой.
Красная Шапочка:Иду я по дороге и встретила… А кого я встретила, узнаете,отгадав загадку.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
Козлята в этом году идут в школу, но они не знают длину дороги от дома до школы. И попросили меня помочь им, но я задумалась и прошу вас помочь.
Воспитатель: Поможем козлятам и Красной Шапочке измерить дорогу от дома до школы.Давайте присядем за столы и выполнимигровое упражнение«Измеряем дорогу до школы».
Воспитатель:Не забываем о правильной осанке во время письма.
Воспитатель уточняет:
- Куда вы пойдете в первый день осени?
-Как называется первый месяц осени?
У детей карточки со схемами пути от дома до школы
Воспитатель предлагает детям узнать длину дороги от дома до школы:
-Как узнать длину дороги от дома до школы? (Измерить.)
- Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)
-Измерьте дорогу с помощью линейки.
-Каждый отрезок дороги обозначь цифрой.
После выполнения задания воспитатель спрашивает:«Чему равна длина дороги от дома до поворота?(Дети дают ответ в соответствиис указанной цифрой)
-Чему равна длина дороги от поворота до школы?
-Чему равна длина дороги от дома до школы?
-Как вы узнали длину дороги?» (Сложили количество мер и обозначали результат цифрой.)
-Молодцы! Помогли Красной Шапочке и козлятам.
Идет Красная Шапочка по лесу, а тропинка вдруг стала вот такая (показывает). На какую линию похожа тропинка? (ломаную)
Красная Шапочка: Иду япо этой тропинке и вижу,налесной лужайкестоит избушка, а кто в ней живет вы узнаете отгадав загадку:
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Родители задали Мишутке такое сложное задание, что он затрудняется и просит вас о помощи. Поможем?
Игровое упражнение «Собираемся в школу».
Воспитатель говорит детям, что учительница дала школьникам задание принести в школу 5 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в линейку. Воспитатель предлагает детям составить задачу на сложение. Он выслушивает задачу, уточняет ее структуру и просит детей повторить задачу:
Воспитатель:«Ученик принес в школу пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей ученик принес в школу?»
Воспитатель спрашивает:
«Что является целым в задаче? (Общее количество тетрадей и в клетку, и в линейку.)
Что является частями? (Пять тетрадей в клетку и пять тетрадей в линейку.)
Что надо сделать с частями, чтобы получить целое?(Объединить.)
Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы объединить части?»(Сложение.)
Ребенок вместе с воспитателем с помощью полукругов (треугольников), целого круга (прямоугольника) и карточек с цифрами и арифметическими знаками «записывает» решение задачи.
Дети на местах записывают решение задачи с помощью цифр и знаков и читают запись. Затем отвечают на вопрос задачи и показывают ответцифрами.Аналогично составляется, моделируется (и решается задача на вычитание:
«Ученик принес в школу десять тетрадей. Пять тетрадей в клетку он отдал учителю. Сколько тетрадей осталось у ученика?»
Дети на местах записывают решение задачи с помощью цифр и знаков и читают запись. Затем отвечают на вопрос задачи и показывают ответцифрами.Аналогично составляется, моделируется и решается задача на вычитание:
«Ученик принес в школу десять тетрадей. Пять тетрадей в клетку он отдал учителю. Сколько тетрадей осталось у ученика?»
— Молодцы! С заданием мы справились, помогли Мишутке. Давайте скажем им до свидания и отправимся дальше путешествовать с Красной Шапочкой.
Красная Шапочка:Иду я дальше,и встретила:
Умён, изворотлив усатый дружок —
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну что, угадали, ребята?
(Кот в сапогах)
Воспитатель:Вот и сам кот.Он испек сказочные печенья и не знает на что печенье похоже. Перед вами геометрические фигуры. Я загадываю загадки, а вы, не будете говорить в слух, что это, а выложите ответ из геометрических фигур. Внимательно слушайте.
Доски на гору везем,
Будем строить новый …(Дом).
Сделайте его из геометрических фигур,кто какой хочет.
Кто раз в году наряжается?
Зимой и летом одним цветом?
(Елка)
Дети выкладывают елку.
Один костер весь мир согревает.
Доброе, хороше, на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце)
Дети выкладывают солнце.
Воспитатель: Ребята, вы устали? Отдохнем?
-Физкультминутку мы начнем.
Физкультминутка «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст за воспитателем:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
(А) – на Астре расцветает,
И – на Иволге летает,
О – на Ослике сидит,
У – на Улицу глядит,
Э – на Эхо отозвался,
Ы – во внутрь Слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил! Ccылка на видео
Воспитатель:Вы любите играть? Тогда вставайте в круг.
Речевая разминка:
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Ры-ры-ры. У рас в руках шары. (“мяч” в руках)
Ра-ра-ра. Начинается игра: (пальцы в “замок”)
Мы капусту режем, режем, (кисти рук--вверх, вниз поочередно)
Мы морковку трем, трем, (тереть кулачками)
Мы капусту солим, солим, (тереть подушечки пальцев)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаются кулачки)
Огородная семейка, (двигаются пальцы)
В танец, в танец поскорей-ка!
Воспитатель:Дети, любой язык состоит из слов, а слова?Ответы детей (из звуков, букв).
Воспитатель: Как различаются звуки и буквы.Ответы детей (звуки мы слышим, а буквы -пишем).
Воспитатель: Слова состоят из звуков, а звуки складываются.Ответы детей (в слоги).
Воспитатель:Молодцы и с этим заданием справились.Продолжаем путешествие.
Красная Шапочка: Иду я по лесной дорожке вижу сидит под деревом один смешной мальчишка, а кто отгадайте сами:
В одной весёлой книжке
Живёт смешной мальчишка.
Он многого не знает,
Учиться не желает
(Незнайка)
Воспитатель: Незнайка предложил мне поиграть в игру «Добавь слог», а я не знаю как играть. Помогите ребята.Игра «Добавь слог».
Воспитатель:Ребята, я брошу мяч любому из вас и назову один слог, поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю Кош – ка, гла – за, мо-ре, ня-ня, спи-на, Та-ня, пес-ня, сте-на, виш-ня, Ни-на.
Воспитатель:Молодцы, ребята! С заданием справились прекрасно. Отправляемся в путь.
Красная Шапочка: А на пути лесное озеро.У озера сидит догадайтесь сами
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?
(Буратино)
Воспитатель: Мальвина считаетБуратиноглупым мальчиком, он не может справиться с заданием. Поможем Буратино:
Воспитатель: Где живут буквы нашего языка?
Ответы детей (в алфавите).
Воспитатель: Из каких букв состоит алфавит?
Ответы детей (из гласных и согласных).
Воспитатель: Назовите гласные буквы.
Дети называют гласные буквы (А О У Ы Э Я Ю Е Ё).
Воспитатель: Вот я сейчас проверю,как вы их запомнили.
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика:
(руки на локти, кулачки сжаты)
Наши нежные цветочки
Распускают лепесточки
(раскрыть пальчики)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(шевелить пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(пальцы сжать в кулачки)
Головой качают.
(вращение кистями рук).
Тихо засыпают.
Воспитатель:Возьмите лист №2 с алфавитом и обведите красным карандошом гласные буквы.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:Молодцы справились с заданием
Красная Шапочка: Иду я дальше, а навстречу мне волк с букетом цветови предложил сплести венок из цветов, чтобы подружиться, и идти в гости к бабушке вместе, а по дороге поиграть в игру«Сплетем венок из предложений»
Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение.(Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.)
Красная Шапочка: Спасибо, ребята, что помогли справиться с заданими. Я приготовила вам угощеньеза вашу доброту и отзывчивость, ведь недаром в народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела» А я пойду с волком играть. Досвидания!
Воспитатель: Вот так, играя, Красная Шапочка с волком пришли к бабушке.
Воспитатель:Посмотрите, а вот и бабушка встречает Красную Шапочкуи волка.А сейчас пора возвращаться в группу.
Дети:
Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга
На травушку шелковую,к морю черному,
На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок.
-Ребята, а где наш милый сердцу уголок?
-Это детский сад «Сказка», и наша группа «Радость».
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята с кем мы оправились в гости к бабушке? Каким сказочным героям мыпомогли? (Три медведя, Буратино, Незнайка,Семеро козлят,Кот в сапогах).
-Чем же мы им помогали?
-Какое задание вам больше всего понравилось? Какое задание оказалось для вас самым сложным? Молодцы! Не отказали в помощи Красной Шапочке.
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: