10.04.2023
«Разные возможности – равные права»
Учись разговаривать сердцем
Цель : улучшить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же человек, как и все остальные и имеет равные права и возможности.
Задачи Уроков Доброты:
~ формирование представлений об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
~ дать представление о физических и бытовых возможностях инвалидов методом игровой проекции;
~ дать представление, о правах инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
~ рассказать о совместном обучении в обычном детском саду детей с инвалидностью и без инвалидности, т.е. о доступном детском саду для всех.
~ воспитание социально одобряемых стереотипов поведения;
~ развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
~ развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
Тематическое планирование:
№ | тема | Форма работы | Кол-во часов |
1 | Далеко ли эти ножки уведут его. | Комплексное занятие | 30 мин |
2 | Что увидят эти точки.
| Комплексное занятие | 30 мин |
3 | Что услышат эти ушки.
| Комплексное занятие | 30 мин |
4 | Это трудно, это сложно, но иначе невозможно | Беседа | 30 мин |
5 | Только так из человечка выйдет Человек.
| Просмотр видеороликов | 30 мин |
Ход мероприятия.
Cистема занятий «Учись разговаривать сердцем» разработана, как дополнение к Профилактической программе «УРОКИ ДОБРОТЫ» Прудниковой М.С., Рычковой Е.А.
Занятия рассчитаны на детей дошкольного возраста от 4-х до 7 лет. Занятия проводились педагогом-психологом МеметовойЛутфиеЛутфиевной. Занятия проводились в любое удобное время, обязательно в знакомом детям помещении в форме подгрупповой работы (6-10 человек).
В дополнение к занятиям во время свободной деятельности детей педагог-психологвключал дополнительные формы работы:
~ Дидактические игры «Профессии»;
~ Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик;
~ Проведение подвижных игр (для детей с низким уровнем двигательной активности;
~ Свободное рисование по материалам занятий;
~Выставка в книжном уголке «Я ребенок и я имею право» (Дидактическое пособие «Права ребенка» М., Весна-дизайн, 2005г., 10 л.)
~ Занятие в изостудии «Мы разные, но мы вместе»
~ Прослушивание и разучивание песен «Точка, точка, запятая», «Дорогою добра».
Занятие №1
«Далеко ли эти ножки уведут его»
Материалы и оборудование:
Листы тонированной бумаги, цветные мелки, широкий скотч, набор знакомых игрушек, телефон, иллюстративный материал с изображением ходунков, инвалидного кресла.
Беседа
В: Здравствуйте, ребята. Я хочу поговорить о том, какие мы все разные, у нас разный цвет волос, глаз, разный рост. Но ведь цвет волос можно изменить? А заниматься физкультурой, спортом может каждый из нас? А рисовать, смотреть мультфильмы, слушать сказки, кататься на велосипеде?
Вы любите это делать?
А скажите мне, ребята, вы болеть любите? Веселое это занятие?
Ребята, а ведь бывают разные неприятные случаи, когда человек получил травму – например, сломал руку или ногу. Может он тогда все делать так же, как здоровый человек? Давайте проверим.
Упражнение. «Непослушные пуговицы»
Дети делятся на пары, берут друг друга за руку, вторая рука остается свободной.
· Расстегните две пуговицы.
· Застегните две пуговицы
А как вы думаете, почему пуговицы такие непослушные? Никак не хотят расстёгиваться и застёгиваться? (подвести к выводу, что одной рукой это делать неудобно)
· А теперь не держитесь за руки и попробуйте
сделать это еще раз
В: Вот, видите, ребята, человеку, который получил травму и не может двигать рукой, трудно выполнить простое задание, а ведь пуговицы приходится застегивать каждый день.
Однако, ребята, врачи не всегда могут помочь, например, если травма очень сильная. И есть люди, у которых с рождения плохо двигаются руки и ноги. Таких людей называют инвалидами. В нашем саду есть такие дети. Как вы думаете, они, наверное, совсем не любят делать то, что нравится вам – рисовать, делать поделки из бумаги, рассматривать книжки, покататься на санках или лыжах с горки? Давайте с вами попробуем, как у них это получается.
Упражнение «Имитация»
ᴥ Зафиксировав ноги вместе, принести игрушку.
ᴥ Сесть на стул и попробовать достать игрушку с верхней полки.
ᴥ Сесть на стул и дотянуться до игрушки на столе.
ᴥ Спрятав руку за спину – открутить пробку.
Все выполняемые задания просить комментировать, даже на уровне могу-не могу.
Проблемная ситуация – достать с полки телефон, не вставая со стула, телефон необходим для срочного звонка. (формирование представления о необходимости посторонней помощи)
Творческое задание «Цветик-семицветик»
Поделить детей на группы:
1 группа - те кто справился с заданиями с нарушением условий (встал, переступал ногами и т.п.)
2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами « не могу, невозможно»
3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении помощи другого человека.
Условия выполнения задания:
1 группа одевает варежки на обе руки
2 группа одевает варежки на обе руки, но получает в пару ребенка из 3-ей группы.
Дети 2-й и 3-й группы, оставшиеся без пары, выполняют задание без дополнительных условий.
Инструкция: подойдите к столам; возьмите лист бумаги и карандаши;
нарисуйте «Цветик — семицветик».
(ВНИМАНИЕ!Они могут помочь детям в варежках, но только, либо по их непосредственной просьбе, либо по собственному желанию, предварительно спросив, нужна ли ребенку помощь).
В:Для людей-инвалидов, которые плохо двигаются, есть разные приспособления – костыли, ходунки, кресла. С их помощью люди могут передвигаться, доставать необходимые предметы
А вместе с другими ребятами им хочется поиграть? Ребята, а что мы с вами можем сделать, для того, чтобы эти дети не скучали, не обижались, не расстраивались, если у них что-то не получается?
В заключение – рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной помощи.
Домашнее задание.Ведущие просят детей поговорить с родителями о людях с инвалидностью, спросить их, что они знают об этом, как относятся и т.д.
Занятие №2
«Что увидят эти точки».
Проверка домашнего задания.Ребята рассказывают, что им на их вопросы ответили близкие.
В: Ребята, мы с вами уже говорили об инвалидах, вы рассказывали об этом своим родителям? Кто же такие инвалиды? Можно лих встретить на улице или в нашем садике? /проверка домашнего задания/
Беседа.
В: Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые плохо видят. Мы с вами знаем, что есть люди, которые уже с рождения имеют какое-либо заболевание, а есть люди, которые стали инвалидами из-за болезни или травмы, которые нельзя вылечить.
Скажите, кто из вас боится темноты? Однако зрение у людей может быть разным.
Человек, который плохо видит - носит очки, человек, который не видит совсем - ходит с палочкой, которой нащупывает перед собой дорогу и предметы. Слепым людям помогают собаки-поводыри, этих собак специально обучают, как правильно перейти дорогу, как предупредить человека о едущей машине.
Проекция. «Ежик в тумане»
Дети надевают солнцезащитные очки и рассказывают, что изображено на картинке (можно заменить просмотром мультфильма не более 1,5 минут)
Упражнение «Под копирку»
Детям в солнцезащитных очках, демонстрируются изображения простых предметов и символов, которые надо изобразить на бумаге
( Приветствуются комментарии детей)
Все, что мы попробовали – это не полная слепота. Давайте попробуем узнать, а как могут действовать слепые люди, которые не видят вообще ничего.
Упражнение «Имитация»
Детям завязывают глаза и просят выполнить несколько заданий.
ᴥ Найти определенную игрушку среди нескольких
ᴥ Вымыть руки
ᴥ Надеть куртку
ᴥ Надеть и завязать ботинки
Все выполняемые задания просить комментировать, даже на уровне могу-не могу.
Проблемная ситуация – «пожар» - выйти из помещения (формирование представления о необходимости посторонней помощи)
Творческое задание «Доброе сердце»
Поделить детей на группы:
1 группа - те, кто справился с заданиями с нарушением условий
2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами « не могу, невозможно»
3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении помощи другого человека.
Условия выполнения задания:
1 группа завязывает глаза
2 группа завязывает глаза, но получает в пару ребенка из 3-ей группы.
Дети 2-й и 3-й группы, оставшиеся без пары, выполняют задание без дополнительных условий
(ВНИМАНИЕ!Они могут помочь детям с повязками, но только, либо по их непосредственной просьбе, либо по собственному желанию, предварительно спросив, нужна ли ребенку помощь)
В:Вы сейчас возьмите свой лист и посмотрите на него. Что вы видите? (наклеенное сердце) Правильно, это для того, чтобы вам было легче нарисовать сердце, потрогайте его пальчиками, чувствуете, что оно выступает на листочке, поэтому, когда мы с вами завяжем глазки, вы сможете разукрасить сердце, трогая пальчиками другой руки края, наклеенного сердечка.
Теперь завяжем глаза и начинаем рисовать.
После того, как рисунок будет закончен, с глаз ребёнка снимается повязка. И у детей спрашивается. Каково им было рисовать завязанными глазами? Было ли им трудно?
В заключении – рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной помощи.
Домашнее задание.Ведущие просят детей поговорить с родителями о людях с инвалидностью, спросить их, что они знают об этом, как относятся и т.д.
Занятие №3
«Что услышат эти ушки».
Проверка домашнего задания.
В: Ребята, мы с вами уже говорили об инвалидах, вы рассказывали об этом своим родителям. Кто же такие инвалиды? Можно ли их встретить на улице или в нашем садике? /проверка домашнего задания/
Беседа.
В: Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые плохо слышат. Давайте помолчим…… что мы слышим?
Чтение рассказа «Тишина»
В:Скажите, ребята, действительно ли важно внимательно слушать и слышать? Почему?
В:А сегодня мы с вами попробуем узнать, а как могут действовать глухие люди, которые не слышат вообще ничего. Люди, которые плохо или совсем не слышат, носят слуховые аппараты, чтобы лучше слышать звуки
Упражнение. «Рупор»
Дети разбиваются на пары, один из которых аудирует, а второй с расстояния 10 м озвучивает изображения на карточках в полный голос, шёпотом, шёпотом в рупор.
Упражнение «Имитация»
Дети надевают наушники и выполняют задания:
ᴥ Подними карточку, если услышишь звонок телефона
ᴥ Подними карточку, если услышишь свой номер
ᴥ Подними карточку, если услышишь свое имя
ᴥ Поднимите карточку девочки
ᴥ Поднимите карточку мальчики
Проблемная ситуация – «перейди через улицу» - перейти дорогу без пешеходного перехода (формирование представления о необходимости посторонней помощи)
Творческое задание «Разноцветные лучи»
Поделить детей на группы:
1 группа - те, кто справился с заданиями с нарушением условий
2 группа – те, кто не справился с заданием и ограничился выводами « не могу, невозможно»
3 группа – те, кто не справился с заданием, но догадался о привлечении помощи другого человека.
Условия выполнения задания:
1 группа завязывает глаза
2 группа завязывает глаза, но получает в пару ребенка из 3-ей группы.
Дети 2-й и 3-й группы, оставшиеся без пары, выполняют задание без дополнительных условий.
Задание: произносится шепотом.
~ Нарисуйте в центре листа круг жёлтого цвета и раскрасьте его;
~ Нарисуйте три красных лучика;
~ Нарисуйте два зеленых лучика;
~ Нарисуйте три синих лучика;
~ Остальные лучики нарисуйте желтым цветом.
В заключении – рассматривание рисунков и закрепление вывода о взаимной помощи.
Домашнее задание.Ведущие просят детей поговорить с родителями о людях с инвалидностью, спросить их, что они знают об этом, как относятся и т.д.
Занятие №4
«Это трудно, это сложно, но иначе невозможно»
Часть 1:
Проверка домашнего задания.
В: Ребята, мы с вами уже говорили об инвалидах, вы рассказывали об этом своим родителям. Кто же такие инвалиды? Можно ли их встретить на улице или в нашем садике? /проверка домашнего задания.
Беседа.
В: Скажите мне, ребята, у кого из вас есть младшие братья или сестры? Они умеют рисовать? Рисуют так же хорошо как вы? А одеваться сами умеют? А знают буквы, цифры, умеют определять время? Знают столько же, сколько и вы? А почему? (еще маленькие) Как вы думаете, они научатся всему, что вы знаете? А знаете, ребята, есть дети-инвалиды, у которых головка не сможет так быстро думать как у вас, их очень сложно научить, даже читать и писать. Для таких детей есть специальные учебники. Вот таким детям разве не захочется почитать сказку? А что мы сможем сделать, чтобы помочь таким детям? (объяснить, показать, рассказать)
Предложить детям обменяться мнениями, рассказами о таких детях, у кого есть такие знакомые, какие они, чем отличаются?
Занятие № 5
«Только так из человечка выйдет человек»
Заключительная беседа – ещё раз обратить внимание ребят на ключевые проблемы этой темы, просмотреть видеоролики, иллюстрации.