20.05.2019
Ознакомление с природой
Тема: «Экспериментирование с воздухом»
Цель:
üОбнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
üПознакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
üОпределить поток воздуха в помещении.
üСравнить свойства воздуха и воды.
üВоздух имеет объём, вес и поддерживает предметы.
üРазвивать мыслительные процессы.
üАктивизировать словарь детей по теме (пузырьки, выделяются).
üСодействовать бережному отношению к природе.
Материалы:Домовичок-игрушка, веер, пустая пластиковая бутылка, резиновые игрушки, таз с водой, коробочка с корками апельсина, 3 бумажных кораблика, 2 листа бумаги, 3 целлофановых пакета (пустой, с воздухом и с водой), мыльные пузыри. На каждого ребёнка: соломинки, пластиковые стаканы, кусочки поролона, флажки, не надутые воздушные шарики.
Предварительная работа: беседы о загрязнении воздуха предприятиями, выхлопными газами; рисование рисунков на тему «Экология»; дежурства в уголке природы; опыты с водой.
Ход:
Дети стоят на ковре, слышен голос Домовичка.
Сюрпризный момент:появляется Домовичок-игрушка, который здоровается с детьми и загадывает им загадку:
Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. |
(Воздух) наводящий вопрос: «Что мы вдыхаем носом?» Домовичок не знает что такое воздух и для чего он нам нужен? Ребята, а вы знаете, что такое воздух? Можем ли мы его увидеть? (Нет.) Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг? (Воздух находится вокруг нас и заполняет все пустые предметы, а узнать мы это можем с помощью экспериментов).
На столе, вокруг которого могут стать дети, проводятся опыты воспитателем и желающие из ребят.
Опыт №1: «Почувствуй воздух» — желающий из ребят машет веером на лица детей.
Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
Воздух – это-то, чем дышим. |
Опыт №2:«Воздух в пустой бутылке» -Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.
Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики.
Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Опыт №3 (Пустой пластиковый стакан):Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Потом предлагается снова опустить стакан в таз с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №4: «Резиновые игрушки» -Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом.
Почему они не тонут? (Заполнены воздухом, который легче воды.)
Опыт №5 «Запах воздуха): Взять корки апельсина и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Воздух может быть прозрачным, Кофе, завтраком, бензином. |
Воспитатель: «Во время физминутки наши флажки шевелились. Почему или от какого явления они шевелились? (от движения воздуха – ветра.)
Опыт №6 «Движение корабликов»:Опустим бумажные кораблики в воду. Подуйте на кораблики.
Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Опыт №7 «Листы бумаги»: Скомкаем один лист бумаги. Затем пускай один ребёнок встанет на стул и с одинаковой высоты бросит одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Опыт №8 «Буря в стакане воды»Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё.
Шторой в комнате играл, |
Что получается? (Получается буря в стакане воды). Вывод: в воде есть воздух.
Опыт №9 «Загадочные пузырьки»:Дети рассматривают кусочки поролона и погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков.
Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось с кусочком поролона (намок, стал тяжелее).
Опыт №10 «Что в пакете?» Цель: Взять два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. Ход игры: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр.
Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т.д.).
Опыт №11 «Воздух имеет вес»:предложить ребятам сравнить пустой целлофановый пакет и с воздухом (тяжелее).
Можно показать на примере пустого надувного шарика и надутого.
Можно провести дома с родителями.
Опыт №12 «Пламя свечи»: Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
Он из фена вылетает, |
Рефлексия.Воспитатель спрашивает ребят, что они узнали нового, какой опыт им понравился больше всего и кому они про него расскажут.
Предлагает Домовичку подарить мыльные пузыри, что бы он тоже проводил эксперимент, наполняя их воздухом, а он в благодарность дарит ребятам воздушные шары.