20.05.2019
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым информирует родителей о рисках, связанных с детской смертностью, разработанные ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о рисках, связанных с детской смертностью
В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.
Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.
Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимальнообезопаситьсвоего ребенка отнесчастного случая.
Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей;
- ожоги;
- падения с высоты;
- утопления:
- отравления;
- поражения электрическим током;
- дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, атак же роллинг(катание на роликах).
На основании статистических данных,полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения,можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:
*отсутствие должного надзора за детьми всех возрастныхгрупп,неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
*психологические особенности детей:любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:
- В возрастедо 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.
- В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.
- В возрасте от10 до 14 лет и старше — вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляютсяновые интересы, они становятся болееактивными, самостоятельными, в играх стираются проявитьизобретательность,стремятся утвердиться в среде сверстников,
- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою«нескладность»,старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность,вспыльчивость,повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.
Обучение детей основам профилактики несчастных случаев
С учетом указанных, причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:
*создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;
*систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.
Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:
1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;
3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотравзрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);
4) обеспечение постоянногонадзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком втечениедня с использованием электронных средств связи).
Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:
1) информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих засобой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев;
2) регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, наулицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивныхплощадках и тт.;
3)обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям:
4) обучение ребенка элементарныммерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.
Основные условия проведения успешной профилактической работыс детьми:
1.Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при такомусловии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.
2.Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
3.Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушитьему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
4.Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чтоделать нельзя. Следует научить его последовательно выполнятьряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.
5.Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходятво время игр и развлечений. Следует именно им уделятьповышенное внимание при инструктировании ребенка.
6.Очень важно приучать детейк самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.
7.Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобыэтот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможностьсамому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было быв данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
8.Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.
Рекомендации по предупреждению несчастных случаев.
Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.
Ожоги
Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же врезультате длительногопребывания: насолнце (такие ожога могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).
Для предупреждения ожогов:
*ограничьте доступ: детей к открытому огню, явлениям и веществам,которые могут вызвать ожоги;
*запретите детям разводитькостры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.
Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:
*защищать в солнечную жаркую погоду головусветлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;
*защищать глаза темными очками,при этом- очки должны быть сфильтрами,полностью блокирующимисолнечные лучидиапазона А, В;
*избегатьпребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самоеактивное и опасное в период с 12 до 16часов.
*нанести накожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;
*находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и8 - 10минут после образования загара;
*принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз вдень с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;
*избегатьвоздействия прямых лучей солнцана непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание иотдых, не засыпатьна солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;
*не находиться долгое время насолнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20минут,впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе.
*загорать лучше не лежа, а в движении,а также принимать солнечные ванныв утренние часы и вечерние;
*приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь наотдыхе, на море пить не меньше 2- 3-х литров в день.
*протиратьвремя от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ.
*научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращатьсяза помощью.
Падение с высоты
Падения с высоты чаще всего связаны с пребываниемдетей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах,стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционахи качелях.
Для предупреждения падения с высоты необходимо:
-запретить детям игратьв опасных местах;
-не оставлять детей без присмотра на высоте;
-объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями,необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений:
-обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнахи балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.
Отравление
Отравления чаще всего наступают в результате вдыханияили соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.
Для предупреждения отравления необходимо:
*хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;
*давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;
*не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.
Поражение электрическим током
Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).
Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:
*запретить детям играть в опасных местах;
*объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.
Утопление
Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.
Для предупреждения утопления необходимо:
*не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;
*разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;
*обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать;
*напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.
Роллинговыйтравматизм
Роллинговыйтравматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.
Для предупреждения роллинговоготравматизма необходимо:
*выбирать правильно роликовые коньки: голенищедолжно надежно поддерживать голеностопный сустав;
*научить ребенка стоять иперемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить заправильнойпостановкой голеностопного сустава.
*научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;
*приобрести обязательнонаколенники, налокотники, напульсникии шлем. Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком;
*научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;
*запретите кататься вблизи проезжей части;
*научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги,быть внимательным.
Дорожно-транспортный травматизм
Дорожно-транспортныйтравматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.
Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:
*соблюдать неукоснительноСАМИМ, а также научитьребенка соблюдать правила дорожного движения;
*научитьребенка правильнопереходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств).Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет.Но, выходя из-за такой машины напроезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;
*использовать при перевозке ребенка вавтомобиле специальное кресло и ремни безопасности;
*научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы идругиезащитные приспособления.
Серьезный риск представляет нарушение правил поведения нажелезной дороге.
Для предупреждения дорожно-транспортноготравматизма на железной дороге необходимо:
*не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;
*запрещать детям находитьсяна железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходныхплощадках вагонов;
*учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;
*соблюдать САМИМ итребовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки ивысадки пассажиров извагона, поведения в вагонах.
Родители должныпомнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровьяребенка!