08.05.2020
При использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе необходимо знать и соблюдать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие безопасность использования информационных технологий в работе с детьми.
При использовании мультимедийных технологий в рамках образовательного учреждения должны быть соблюдены следующие требования:
• правила техники безопасности при работе с компьютером;
• правила противопожарной безопасности;
· правила охраны труда, охраны жизни и здоровья детей.
Независимо от формы и вида применения компьютерных технологий для развития детей, необходимо соблюдать сани тарно-гигиенические требования к использованию компьютерных
технологий в учебном процессе согласно СанПиН.
Санитарно-гигиенические и эргономические требования к организации деятельности детей при использовании компьютерных технологий.
Применение мультимедийных пособий в дошкольной образовательной организации должно соотноситься с реализуемой образовательной программой и общим планом воспитательно-образовательной работы с детьми. Планировать занятия с использованием электронных ресурсов необходимо, придерживаясь тематического принципа и соблюдая гигиенические требования к организации учебной деятельности детей дошкольного возраста. Место занятий с применением компьютеров в режиме дня дошкольной образовательной организации, требования к оборудованию и помещениям четко определены санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Нельзя допускать проведение компьютерных занятий в ущерб дневному сну, прогулке и другим оздоровительным мероприятиям.
Гигиенические нормы и требования к организации образовательной деятельности
с использованием компьютеров
1. Одноразовая длительность работы детей 5-7 лет на компьютере - не более 10 мин. В конце занятия обязательно отводится время для зрительной гимнастики ( 1 -2 мин.).
2. В течение дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
3. Максимальная кратность работы в течение недели для детей 5-7 лет - 3 раза в неделю (оптимально - 1 -2 раза).
4. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютерах: вторник, среда, четверг - оптимально (дни наиболее высокой работоспособности).
5. Рекомендуемое время дня для занятий: оптимально - первая половина дня; допустимо - вторая половина дня (в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15:30 до 16:30, после дневного сна и полдника).
Гигиенические нормы и требования к рабочему месту ребенка
1. Площадь рабочего места:
• старые мониторы (на базе ЭЛТ) - 6 м2 (- 3 х 2 м),
• плоские мониторы - 4,5 м2 (- 2 х 2 м).
2. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с компьютерами:
• конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединенных вместе,
на одной поверхности стола располагается дисплей, на другой - клавиатура.
• конструкция стола должна предусматривать плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460-520 мм при глубине
не менее 550 мм и ширине - не менее 600 мм'; возможность плавного и легкого изменения угла на
клона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град., с надежной фиксацией;
• ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;
• поверхность стола для клавиатуры должна быть
ровной, без углублений;
• пространство для ног под столом над полом должно
составлять не менее 400 мм.
Запрещается использовать для занятий табуретки или скамейки.
• Размеры стульев для занятий приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Параметры стула | Размеры, не менее, мм |
Высота сиденья над полом | 260 |
Ширина сиденья | 250 |
Глубина сиденья | |
Высота нижнего края спинки над сиденьем | 120 |
Высота верхнего края спинки над сиденьем | 250 |
Высота прогиба спинки | 160 |
Радиус изгиба переднего края сиденья | 20-50 |
• Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.
• Стул должен регулироваться по высоте и по наклону спинки.
• Обязателен контроль посадки ребенка со стороны педагога:
- голова ребенка должна быть слегка наклонена (5-7 град.);
- линия взора ребенка (от глаз до экрана) должна быть перпендикулярна экрану, направляться в центр
или на 2/3 высоты экрана;
- оптимальное расстояние от глаз до экрана 60-70 см, допустимое - не менее 50 см.
Гигиенические нормы и требования к помещению
1. Помещения, где размещаются рабочие места с персональными компьютерами, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.
2. В помещениях должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (температура 19-21 °С,
относительная влажность 55-62 % ) и должна проводиться ежедневная влажная уборка.
3. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, а естественный свет падал преимущественно слева.
Гигиенические нормы и требования к использованию демонстрационной техники
1. Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр - не более 30 мин.,
не чаще 2 раз в день, первая и вторая половина дня.
2. Использование проекционных экранов:
• высота над полом: не менее 1 м и не более 1,3 м;
• минимальное расстояние от зрителя до экрана полуторная ширина экрана;
• максимальное расстояние - шестикратная ширина экрана;
• важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана, без световых пятен и бликов.
Мультимедийные пособия обеспечивают в первую очередь групповую работу детей на разных этапах воспитательно-образовательного процесса и в разных видах деятельности (познавательной, творческой, игровой, исследовательской). Вместе с тем с помощью электронных ресурсов можно организовать:
- индивидуальную познавательную деятельность детей в компьютерном зале (классе), где каждый ребенок самостоятельно работает на компьютере;
- индивидуальные занятия специалиста с ребенком (с использованием интерактивной доски или компьютера) с целью диагностики сформированности знаний и умений, коррекции, сопровождения индивидуального развития.
Каждое занятие с использованием технических средств обучения должно длиться не более 30 мин., при этом продолжительность занятий для детей 5-го года жизни - не более 15 мин., б-го года жизни - не более 25 мин., а для детей 7-го года жизни не более 30 мин.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования. С целью профилактики зрительного утомления после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движении глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 -4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -б. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 -4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть
глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 -4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 -6;
затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -б. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведения физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.