Памятки для родителей по предупреждению несчастных случаев с детьми в летний период (МОНМ Республики Крым)

02.06.2020

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым информирует родителей о рисках, связанных с детской смертностью, разработанные ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

о рисках, связанных с детской смертностью


В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

Разработаны настоящие рекомендации федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.

Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопаситьсвоего ребенка отнесчастного случая.

Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей;

  • ожоги;
  • падения с высоты;
  • утопления:
  • отравления;
  • поражения электрическим током;
  • дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, атак же роллинг(катание на роликах).

На основании статистических данных,полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения,можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего является:

*отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп,неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

*психологические особенности детей:любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

- В возрастедо 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир.

- В возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка.

- В возрасте от10 до 14 лет и старше — вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10-12 лет появляютсяновые интересы, они становятся болееактивными, самостоятельными, в играх стираются проявить изобретательность,стремятся утвердиться в среде сверстников,

- Бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10-13 лет. Подросток, сознавая свою «нескладность»,старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость,повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

С учетом указанных, причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

*создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;

*систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.

Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

1) организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

2) ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

3) запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотравзрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

4) обеспечение постоянногонадзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течениедня с использованием электронных средств связи).

Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:

1) информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих засобой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев;

2) регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, наулицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивныхплощадках и тт.;

3)обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям:

4) обучение ребенка элементарныммерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

Основные условия проведения успешной профилактической работыс детьми:

1.Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при такомусловии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.

2.Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.

3.Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушитьему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!

4.Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чтоделать нельзя. Следует научить его последовательно выполнятьряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.

5.Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходятво время игр и развлечений. Следует именно им уделятьповышенное внимание при инструктировании ребенка.

6.Очень важно приучать детейк самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.

7.Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобыэтот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможностьсамому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было быв данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

8.Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискового поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

Рекомендации по предупреждению несчастных случаев.

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же врезультате длительногопребывания: насолнце (такие ожога могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

*ограничьте доступ: детей к открытому огню, явлениям и веществам,которые могут вызвать ожоги;

*запретите детям разводитькостры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

*защищать в солнечную жаркую погоду головусветлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;

*защищать глаза темными очками,при этом- очки должны быть сфильтрами, полностью блокирующимисолнечные лучидиапазона А, В;

*избегатьпребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самоеактивное и опасное в период с 12 до 16часов.

*нанести накожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;

*находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и8 - 10минут после образования загара;

*принимать солнечные ванны не чаще 2-3 раз вдень с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;

*избегатьвоздействия прямых лучей солнцана непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание иотдых, не засыпатьна солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;Хочу такой сайт

*не находиться долгое время насолнце (даже если под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15-20минут,впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе.

*загорать лучше не лежа, а в движении,а также принимать солнечные ванныв утренние часы и вечерние;

*приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь наотдыхе, на море пить не меньше 2- 3-х литров в день.

*протиратьвремя от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ.

*научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращатьсяза помощью.

Падение с высоты

Падения с высоты чаще всего связаны с пребываниемдетей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах,стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционахи качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

-запретить детям игратьв опасных местах;

-не оставлять детей без присмотра на высоте;

-объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями,необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений:

-обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнахи балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.

Отравление

Отравления чаще всего наступают в результате вдыханияили соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.

Для предупреждения отравления необходимо:

*хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;

*давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и, ни в коем случае, не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;

*не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

Поражение электрическим током

Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении детей в запрещенных местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).

Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

*запретить детям играть в опасных местах;

*объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

Утопление

Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.

Для предупреждения утопления необходимо:

*не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;

*разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;

*обеспечить его защитными средствами, в случае если ребенок не умеет плавать;

*напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.

Роллинговыйтравматизм

Роллинговыйтравматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.

Для предупреждения роллинговоготравматизма необходимо:

*выбирать правильно роликовые коньки: голенищедолжно надежно поддерживать голеностопный сустав;

*научить ребенка стоять иперемещаться на роликах. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильнойпостановкой голеностопного сустава.

*научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;

*приобрести обязательнонаколенники, налокотники, напульсникии шлем. Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования ребенком;

*научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;

*запретите кататься вблизи проезжей части;

*научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги,быть внимательным.

Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортныйтравматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

*соблюдать неукоснительноСАМИМ, а также научитьребенка соблюдать правила дорожного движения;

*научитьребенка правильнопереходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств).Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет.Но, выходя из-за такой машины напроезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины;

*использовать при перевозке ребенка вавтомобиле специальное кресло и ремни безопасности;

*научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другиезащитные приспособления.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения нажелезной дороге.

Для предупреждения дорожно-транспортноготравматизма на железной дороге необходимо:

*не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;

*запрещать детям находитьсяна железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходныхплощадках вагонов;

*учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;

*соблюдать САМИМ итребовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки ивысадки пассажиров извагона, поведения в вагонах.

Родители должныпомнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровьяребенка!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».