25.10.2023
Занятие по экспериментированию в подготовительной группе
«Свойства песка и глины»
Воспитатель: Золотова Е.И.
Тема. Свойства песка и глины
Задачи.
Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами; сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень – глина.
Развивающие: развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.
Расширять кругозор, словарный запас: бархан, песочная буря.
Воспитательные: воспитывать у детей активность, внимание, любознательность, желание участвовать в экспериментах.
Материал: глина, песок, емкость для песка, ложка, лупа, стаканчики для песка на каждого ребенка. Фотографии, магнит, лампа, колбы.
Ход занятия.
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Раз, два, три покрутись и в исследователей превратись. (Дети крутятся вокруг себя, одевают фартуки, шапочки).
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
(На столе одноразовые стаканы, один с твердой, сухой глиной, другой с песком, накрыты салфеткой).
-Вам предстоит узнать, что находится в стакане.
-Закройте глаза, потрогайте, что в стакане? Достаньте, посмотрите, что это? (глина, камень, цемент). Это глина.
С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать.
Загадка.
Белая, красная и голубая.
Когда я сухая, как камень тверда я. (глина).
Возьмите в руки, какая глина? (серая, твердая).
Можно этот кусок глины разломать? Что такое глина?
Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Глина бывает разного цвета: коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. Её можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки, в овраге. А вы где встречаем глину? (скала, озеро). Рассматривание фотографий.
Опыт №1. Один кусок глины положите в тарелку и залейте водой. Глина изменилась? (мягкая, темная). Рассмотрите кусочки глины с помощью лупы. Кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее. Возьмите глину слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? (пластичная, вязкая). После высыхания можно будет играть вашими поделками? Почему?
-Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
Физминутка.
- Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Загадка.
В руках у вас лопата, ведерко и совок.
Вы любите, ребята пересыпать… (песок). Что такое песок из чего он состоит? - Рассмотрите через лупу.
- Обследуйте сухой песок пальцами.
-Опустить магнит в песок. Что на нем появилось? (мелкие частички металла)
-Рассмотрите мелкие частицы на магните через лупу.
Песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.
Песок состоит из зёрнышек — песчинок. Зёрнышки бывают разной величины: одни крупнее, другие мельче. Песчинки ничем не скреплены между собой. Песок сыпуч.
Чаще всего встречается песок жёлтый. Его можно увидеть на берегу моря, в овраге. Им посыпают дорожки садов, парков. Но бывает песок и другого цвета: белого, розового, серого и даже черного. Рассматривание картинок (барханы, песчаная буря).
-С каким песком лучше играть? А с каким опасно играть? (можно сухим песком, пылью, повредить глаза).
-Прежде чем играть с песком надо, что сделать? Правильно полить.
-Почему при сильном ветре неудобно играть с песком? Песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются и двигаются.
-Намочите свой песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете, можно ли будет играть с вашими песочными фигурами после высыхания песка? Почему?
Опыт № 2
Так как песок сухой и может песочная пыль попасть в глаза, мы по технике безопасности оденем очки. Возьмите ложечки и насыпайте песок из стакана на разнос.
- Легко ли сыпется песок? (его движение напоминает движение воды)
Возьмите кусочки сухой глины и попробуйте их насыпать.
- А как сыпется глина (комочками).
- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени?
Песочные часы. Когда песок из одной емкости пересыплется в другую пройдет 5 мин.
- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему?
Песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга, Взять ложечки и насыпать глину из баночки в подложку. Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой. Чтобы отделить их друг от друга, надо растолочь сухой комок глины.
Опыт № 4. В пустыни бывают песочные бури. (Рассматривание фотографий).
-Мы с вами в стакане сделаем песчаную бурю. В стакан с водой насыпаем песок. Что происходит? (песок тяжелый и быстро оседает на дно стакана). А почему вода мутная? Это песочная пыль. А теперь быстро мешаем ложкой, убираем ложку, эта воронка очень похожа на песочную бурю, любой предмет попадает в воронку и вращается с очень большой скоростью. В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются вглубь песка, а когда наступает ночь, выползают целыми и невредимыми.
Вывод. Песок тяжелый - он опускается на дно баночки, пыль легкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет. Опыт № 5.
-Сейчас мы свами выясним, пропускает ли песок воду? (в стакан ставим воронку, накрываем салфеткой сыпем песок, в другую воронку положили глину). Поливаю песок и глину одновременно водой. -Что происходит? Вода проходит сквозь песок быстрее. Глина намокает медленнее, воду удерживает. Глина, и песок меняют цвет.
Опыт № 6. Предлагаю еще один эксперимент.
-Прикоснитесь пальцем к мокрой глине. (включаю лампу, сушим палец в глине под лампой).
-Смотрите, где слой глины тонкий на пальце, что происходит? Стала снова глина светлая. (когда подсохла глина, рассмотреть под лупой) На сухой глине появились трещины. Вот так в природе под воздействием солнечных лучей и ветра глина и земля от нехватки влаги пересыхает, образуются трещины. Мы с вами наблюдали летом глинистое дно пересохшего озера Багайлы.
Мы сегодня с вами познакомились со свойства песка и глины. Глина и песок необходимы человеку. Добывают из недр земли. Надо беречь богатство родного края.
-Еще мы узнали, что глина может быть твердой и вязкой, из нее изготавливают прекрасную посуду.
-А песок необходимо не только для игры, но и для строительства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2024
Дата обновления: 12.03.2024
Дата публикации: 25.10.2023