Экспериментальная деятельность «Свойства песка и глины» в подготовительной группе

25.10.2023

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе

 «Свойства песка и глины»

Воспитатель: Золотова Е.И.

Тема. Свойства песка и глины

Задачи.

Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами; сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень – глина.

Развивающие: развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования

Расширять кругозор, словарный запас: бархан, песочная буря. 

Воспитательные: воспитывать у детей активность, внимание, любознательность, желание участвовать в экспериментах.                  

 Материалглинапесок, емкость для песка, ложка, лупа, стаканчики для песка на каждого ребенка. Фотографии, магнит, лампа, колбы.                                                                               

Ход занятия.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Раз, два, три покрутись и в исследователей превратись. (Дети крутятся вокруг себя, одевают фартуки, шапочки).

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) 

(На столе одноразовые стаканы, один с твердой, сухой глиной, другой с песком, накрыты салфеткой).

-Вам предстоит узнать, что находится в стакане.

-Закройте глаза, потрогайте, что в стакане? Достаньте, посмотрите, что это? (глина, камень, цемент). Это глина.

 С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать.    

Загадка.

Белая, красная и голубая.

Когда я сухая, как камень тверда я. (глина).

Возьмите в руки, какая глина? (серая, твердая). 

Можно этот кусок глины разломать?  Что такое глина?

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина бывает разного цвета: коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. Её можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки, в овраге. А вы где встречаем глину? (скала, озеро). Рассматривание фотографий.

Опыт №1. Один кусок глины положите в тарелку и залейте водой. Глина изменилась?  (мягкая, темная). Рассмотрите кусочки глины с помощью лупы. Кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее. Возьмите глину слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? (пластичная, вязкая). После высыхания можно будет играть вашими поделками? Почему?

-Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. 

 Физминутка.

- Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)                    

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)                  

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. 

(Ходьба на месте.)                          

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Загадка.

Хочу такой сайт

В руках у вас лопата, ведерко и совок.

Вы любите, ребята пересыпать… (песок). Что такое песок из чего он состоит?                                                                                    - Рассмотрите через лупу.

- Обследуйте сухой песок пальцами.

-Опустить магнит в песок. Что на нем появилось? (мелкие частички металла)

-Рассмотрите мелкие частицы на магните через лупу.

Песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

Песок состоит из зёрнышек — песчинок. Зёрнышки бывают разной величины: одни крупнее, другие мельче. Песчинки ничем не скреплены между собой. Песок сыпуч.

Чаще всего встречается песок жёлтый. Его можно увидеть на берегу моря, в овраге. Им посыпают дорожки садов, парков. Но бывает песок и другого цвета: белого, розового, серого и даже черного. Рассматривание картинок (барханы, песчаная буря).

-С каким песком лучше играть? А с каким опасно играть? (можно сухим песком, пылью, повредить глаза).

-Прежде чем играть с песком надо, что сделать? Правильно полить.

-Почему при сильном ветре неудобно играть с песком?                            Песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются и двигаются.

-Намочите свой песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете, можно ли будет играть с вашими песочными фигурами после высыхания песка? Почему?                                                             

Опыт № 2

Так как песок сухой и может песочная пыль попасть в глаза, мы по технике безопасности оденем очки. Возьмите ложечки и насыпайте песок из стакана на разнос.

- Легко ли сыпется песок(его движение напоминает движение воды)

Возьмите кусочки сухой глины и попробуйте их насыпать.

- А как сыпется глина (комочками).

- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени?

Песочные часы. Когда песок из одной емкости пересыплется в другую пройдет 5 мин.

- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему?

Песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга, Взять ложечки и насыпать глину из баночки в подложку. Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой. Чтобы отделить их друг от друга, надо растолочь сухой комок глины.                             

Опыт № 4. В пустыни бывают песочные бури. (Рассматривание фотографий).

-Мы с вами в стакане сделаем песчаную бурю. В стакан с водой насыпаем песок. Что происходит? (песок тяжелый и быстро оседает на дно стакана). А почему вода мутная? Это песочная пыль. А теперь быстро мешаем ложкой, убираем ложку, эта воронка очень похожа на песочную бурю, любой предмет попадает в воронку и вращается с очень большой скоростью. В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются вглубь песка, а когда наступает ночь, выползают целыми и невредимыми.

Вывод. Песок тяжелый - он опускается на дно баночки, пыль легкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет.                  Опыт № 5. 

-Сейчас мы свами выясним, пропускает ли песок воду? (в стакан ставим воронку, накрываем салфеткой сыпем песок, в другую воронку положили глину). Поливаю песок и глину одновременно водой.                                -Что происходит? Вода проходит сквозь песок быстрееГлина намокает медленнее, воду удерживает. Глина, и песок меняют цвет.  

Опыт № 6.  Предлагаю еще один эксперимент.

-Прикоснитесь пальцем к мокрой глине. (включаю лампу, сушим палец в глине под лампой).

-Смотрите, где слой глины тонкий на пальце, что происходит? Стала снова глина светлая. (когда подсохла глина, рассмотреть под лупой) На сухой глине появились трещины. Вот так в природе под воздействием солнечных лучей и ветра глина и земля от нехватки влаги пересыхает, образуются трещины. Мы с вами наблюдали летом глинистое дно пересохшего озера Багайлы.

Мы сегодня с вами познакомились со свойства песка и глины. Глина и песок необходимы человеку. Добывают из недр земли. Надо беречь богатство родного края.

-Еще мы узнали, что глина может быть твердой и вязкой, из нее изготавливают прекрасную посуду.

-А песок необходимо не только для игры, но и для строительства.

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.03.2024

Дата обновления: 12.03.2024

Дата публикации: 25.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».