Как поэтапно организовать инновационную работу педколлектива

Лидия Матвеева, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 90», руководитель городского методического объединения воспитателей г. Мурома Владимирской области

В рекомендации читайте, как спланировать и организовать инновационную работу коллектива. Внутри – примеры из практики работы ваших коллег и готовые образцы документов.

Как спланировать инновационную работу

Перед тем как внедрять нововведения в своем детском саду старший воспитатель должен понять, насколько он креативен, сможет ли руководить творческим коллективом, готов ли сам к переменам, которые будут происходить в детском саду. Для этого составьте опросники и проведите анкетирование педсостава. Готовые образцы анкет скачайте ниже.

Тест «Какой вы руководитель?» 

Тест «Умеете ли вы эффективно руководить творческим коллективом?» 

После того как вы прошли тесты, организуйте работу с педагогами. На каждом этапе внедрения инноваций вы будете сталкиваться с определенной реакцией педагогов, которая чаще всего возникает в ответ на предложение о необходимости каких-либо перемен. Ниже опишем ваши действия на ту или иную реакцию коллектива.

Как организовать инновационную работу

Главное условие поэтапной работы: нельзя переходить на другой этап, если предыдущий еще не пройден. Чем грамотнее вы преодолеете все этапы, тем результативнее будет ваша работа.

1-й этап – отрицание

Предложение заниматься инновационной работой часто вызывает отрицание и сопротивление. Например, педагоги не видят в этом своей личной заинтересованности или боятся дополнительной нагрузки. Или не чувствуют поддержки со стороны руководства. Педагоги с большим стажем работы всегда ориентируются на прошлое, не видят смысла менять привычный профессиональный уклад. Первый вопрос, который они задают после предложения что-то изменить в своей работе, – зачем. Как следствие: воспитатели не стремятся к совместной работе в условиях инноваций, начинаются конфликты между молодыми специалистами и опытными педагогами.

Прежде всего, не торопите педагогов. Дайте им время, чтобы адаптироваться к восприятию нового. Предлагайте как можно больше информации и фактов, чтобы они поняли неизбежность изменений. Расскажите педагогам, что получит педколлектив на выходе, если включится в инновационную работу. Например, в конце учебного года с помощью проделанной работы они смогут обновить содержание образования детей в соответствии с ФГОС ДО. Они повысят свою квалификацию и прочувствуют потребность в самообразовании. Кроме того, педагоги научатся осознанно и творчески подходить к выбору и внедрению педтехнологий. И еще один весомый бонус – увеличат уровень своих доходов за счет стимулирующих выплат.

Пример

Инновационная работа: 1-й этап

В 2015 году в детском саду открывалась региональная инновационная площадка по теме «Интерактивная образовательная среда в детском саду – ресурс социально-коммуникативного развития дошкольников». Старший воспитатель проводит поэтапную работу с педколлективом.

Длительность первого этапа: 2015-2016 учебный год.
Реакция педагогов на нововведения: ориентировались в своих рассуждениях на прошлое, приводили соответствующие примеры, пытались действовать по-старому, проверяли на прочность принятое решение.

Инструменты адаптации педагогов к предстоящим изменениям:

  1. Педсовет «Инновации в ДОО как средство реализации ФГОС».
  2. Семинары-практикумы по темам «От личностного роста к качеству образования», «Новый взгляд на современный стандарт: за и против».
  3. Изменения в положение об оплате труда, дополнительные критерии в положение о стимулирующих выплатах (критерий «Участие в инновационной работе» оценивается в баллах: на уровне региона – 3, города – 2, детского сада – 1).
  4. Новая форма работы с педагогами – «Интеллектуальное кафе», где за чашкой чая индивидуально или малыми группами по 2-3 человека проходят беседы о неизбежности перемен.
  5. Анкетирование педагогов по темам: «Готовность педагога к инновациям», «Трудности в работе педагога».

2-й этап – сопротивление

Это самый сложный этап: у многих педагогов может проявляться раздражение, депрессия, ощущение личного поражения. Нововведения требуют много времени, в том числе и после работы, так как они связаны с изучением литературы, технологий, методик. Типичными выражениями педагогов могут быть такие: «Я всю ночь не спала из-за этого…».

На этом этапе важно слушать и слышать педагогов, давать им своевременную обратную связь. Оказывайте им не только методическую, но и психологическую поддержку, при необходимости давайте возможность «выпустить пар». При этом продолжайте демонстрировать серьезность вашего намерения ввести новшества.

Чтобы уменьшить сопротивление новому важно создать в коллективе положительный психологический микроклимат. Признаки здорового психологического климата в коллективе представлены в анкете - скачайте ее ниже. Попросите коллег заполнить ее и оцените психологический климат в своем педколлективе. Готовый образец скачайте ниже.

Проанализируйте ответы, составьте общую характеристику климата, определите, в каком направлении нужно работать, чтобы создать благоприятный психологический климат в педколлективе. Этот этап заканчивается тогда, когда педагоги признают, что нововведения неизбежны и все равно будут внедрены.

Совет

Пять советов, как создать в коллективе положительный психологический климат

1. Создавайте атмосферу активного творчества. Предлагайте педагогам анализировать идеи коллег, просите аргументировать свою точку зрения.

2. Научитесь видеть в каждом педагоге личность. Уважайте их выбор, дайте возможность апробировать свои идеи, почувствовать азарт, вдохновение от новых знаний и открытий.

3. Поощряйте педагогов за оригинальные идеи. Дайте понять, что они ценны для вас и всего коллектива.

4. Не используйте в общении глаголы повелительного наклонения. Иначе рискуете вызвать негативную ответную реакцию коллег. Вежливость приятна всем.

5. Избегайте слова «должны». Оно вызывает психологический дискомфорт, внутреннее подсознательное сопротивление. Лучше сказать: «выбирайте», «решение остается за вами».

Пример

Инновационная работа: 2-й этап

Длительность второго этапа: 2016-2017 учебный год.
В начале года у некоторых педагогов возникало раздражение, депрессия, ощущение личного поражения. Старший воспитатель провел анализ психологического климата в коллективе и работу по сплочению.
1. Психологические тренинги «Погода в ДОО», «Стресс и пути его преодоления», «Тимбилдинг или занятие по командообразованию», «Работаем в коллективе», «Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния», «Профессиональное выгорание педагогов. Релаксационные упражнения».
2. Анкетирование «Психологический климат в коллективе».
3. Своевременная консультативная помощь по запросам.
4. Мультимедийные презентации, стендовые консультации с демонстрацией предполагаемых результатов инновационной работы.
5. КПК по разным направлениям, например: «Новые требования к планированию образовательной деятельности с детьми», «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС», «Современные требования к организации РППС». К концу года уровень сопротивления педагогов снизился.

3-й этап – исследование

На этом этапе у педагогов появляются собственные идеи, но они все еще действуют хаотично и недостаточно концентрируются на проблеме. Есть вероятность, что в это время они придут к вам с вашей же перефразированной идеей. В этот момент главное – помочь педагогам выделить приоритеты своей деятельности.

Поддерживайте динамику происходящего всеми доступными способами. Используйте прием мозгового штурма, при этом демонстрируйте собственную вовлеченность. В процессе обсуждения идей с коллективом ставьте только краткосрочные цели и тщательно следите за действиями педагогов. Старайтесь не говорить «нет» слишком быстро и часто.

На этом этапе можно планировать краткосрочные задачи, например, разработку новых локальных актов: положения об инновационной работе в ДОО, договора с педагогом-исследователем, программу инновационной региональной площадки.

Пример

Инновационная работа: 3-й этап

Длительность этапа: 2017-2018 учебный год.
Педагоги проявляют интерес и инициативу, но им не хватает энергии, знаний и умений. Старший воспитатель приступает к реализации первого этапа инновационной работы: организует педсоветы по теме инновационной площадки; вместе с заведующим активно участвует в мероприятиях по внедрению инноваций; обсуждает все предложения педагогов по теме инновационной площадки, чтобы принять объективное решение.

4-й этап – вовлеченность

На этом этапе педагоги объединяются в творческие группы. Это признак того, что они вовлечены в процесс, готовы к сотрудничеству.

Уточните цель и задачи деятельности каждой творческой группы, координируйте ее работу. Поддерживайте новые ритуалы в жизни коллектива, идеи педагогов. Вместе определяйте долгосрочные цели и планируйте задачи. Сосредоточьтесь на наиболее «успешных» педагогах, назначайте их координаторами работы творческих групп.

Пример

Инновационная работа: 4-й этап

Длительность этапа: 2018-2020 учебный год.
Педагоги по своей инициативе создали творческие группы. В жизни коллектива появились новые ритуалы, например, выезды на природу, нетрадиционные поздравления с днем рождения сотрудников всем коллективом, общение с коллегами в закрытой группе в соцсетях.

Методист переходит ко второму этапу инновационной работы. Создает творческие группы по разработке: модели интерактивной образовательной среды и всех ее компонентов; содержания работы в рамках тематического плана, учебно-методических пособий, адаптированных для внедрения инноваций. Внедряет новые формы работы с родителями, например: «Презентация родительского опыта», исследовательские сообщества, творческие конкурсы для семей воспитанников. Реализует долгосрочные проекты с детьми, например: волонтерское детское движение; социально-коммуникативные проекты «День выборов», «Моя интеллектуальная карта окружающего мира»; проект по изменению РППС самими детьми «Свой мир строим сами»; социальный проект «Самостоятельно планирую свой день»; детская редакция газеты «Маленькие истории больших дел» с использованием ИКТ. Методист организует работу 5-6 творческих групп по различным направлениям. Руководители групп – сами педагоги. Педколлектив участвует в научно-практических конференциях, областных форумах.

5-й этап – традиционализация

На этом этапе инновации, нововведения входят в повседневную жизнь педагогов, становятся «приятной рутиной». Поддерживайте и поощряйте коллег, помогайте им активно распространять педагогический опыт.

Пример

Инновационная работа: 5-й этап

Длительность этапа: с 2020 года по настоящее время.
Педагоги стали уверенны в себе и свободно участвуют во всех мероприятиях разного уровня в рамках работы инновационной площадки. Детский сад перешел в режим постоянного развития: регулярно проводится мониторинг, анализ полученных результатов, распространение передового педагогического опыта.